Чем смазать часы с маятником

Чем смазать часы с маятником

Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?

Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.

Самые интересные ролики на Youtube

Пролог

Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.

На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.

Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.

Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.

Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.

Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.

Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.

Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.

Чистка и смазка часового механизма

Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.

Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.

При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.

Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.

Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.

При дозировании масла, нужно проследить, чтобы оно не «набегало» на цапфы баланса.

Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.

Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.

Дополнительные материалы

Комментарии (46)

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.

Но даже я могу с уверенностью заявить, что к сожалению, вас обманули. Дело в том, что у часовых мастеров есть специальный прибор, позволяющий определить мгновенное отклонения хода часов. Даже в далёком прошлом такие приборы существовали, например — «ППЧ-7м». С его помощью можно откалибровать ход часов за считанные минуты. Точно так же он позволяет определить суточное отклонение, просто спустив часть завода пружины.

Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.

Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.

Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.

Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.

У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?

Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.

Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.

Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.

Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.

Понятия не имею. Я ни разу в жизни в часовые мастерские не обращался.

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Фиг. 148. Автоматические маслодозировки.

Верхнюю часть маслодозировки, являющуюся резервуаром для масла, изготовляют из плексигласа. Она оканчивается тонкой трубкой, через ?которую кнопкой, расположенной над верхним концом сосуда, приводится в движение тонкая стальная игла. Когда игла выходит из трубки, она увлекает за собой необходимую дозу масла.

Существует два типа таких маслодозировок, они различаются между собой формой стальной иглы. Один тип имеет иглу, конец которой достаточно длинный и может быть введен в самое маленькое отверстие. Второй тип имеет цилиндрическую иглу, в которой несколько выше ее конца накапливается капля масла.

Читайте также:  Укладка камыша на крышу

Применение таких маслодозировок для смазки опор очень удобно.

Стальную иглу ставят в отверстие опоры и слабо надавливают на маслодозировку до тех пор, пока трубка не ляжет на камень.

При нажиме указательным пальцем кнопки игла отходит назад, при отпускании кнопки игла автоматически дозирует масло в масленку камня.

При смазке крупных часов (например, будильников, настольных и настенных часов) также применяют соответствующие типы масел.

Цапфы оси баланса смазывают перед окончательной постановкой баланса в механизм по одной капле масла в каждую масленку сквозного камня. Смазку производят так, чтобы масло держалось в зазоре между сквозным и накладным камнем.

Капля масла должна держаться около цапфы оси баланса на расстоянии от 1/2 до 2/3 радиуса камня. При большой дозировке масла смазка утечет в зазор под накладку. Дозировку масла в балансовых камнях рекомендуется проверять просмотром через накладной камень.

Внесение смазки через витки спиральной пружины баланса не допускается, так как это приводит к загрязнению маслом спирали и последующему слипанию ее витков.

Если на накладном камне нет ограничительных желобков и если дан излишек масла, то оно растечется в неровности накладки и цапфа скоро станет сухой.

В балансовые камни масло дается обычным способом и, кроме того, специальной иглой с расплющенным концом оно проталкивается в пространство между накладным и сквозным камнем.

При работе часть масла удерживается вокруг оси, часть между сквозным и накладными камнями, что можно наблюдать, рассматривая работу цапфы оси баланса.

Если камни параллельны между собой, вокруг отверстия образуется концентричный круг масла. Положение круга позволяет проверить параллельность камней.

Если камни слишком удалены один от другого, то для образования круга потребуется большое количество масла, поверхностное натяжение будет слишком слабым, чтобы препятствовать вытеканию масла.

Рассмотренные маслодозировки особенно удобны при смазке узла регулятора хода с противоударным устройством.

Смазка будильников. В будильниках и настольных часах, выполненных на базе механизма будильника, сначала смазывают центровые винты (по одной капле в каждый винт).

Цапфу центрального колеса смазывают до посадки последнего на свое место (в месте сопряжения с платиной по одной капле, распределяя ее вокруг цапфы).

Пружину хода смазывают тремя каплями с распределением масла по ребру на всю длину пружины.

Пружину боя смазывают двумя каплями. Смазку пружин производят в состоянии их полного завода.

Сигнальный штифт смазывают небольшой дозой масла перед постановкой циферблата в точке трения о сигнальную муфту.

Сигнальный вал смазывают со стороны цилиндрической пружины только в тех случаях, когда перевод сигнальной стрелки туго работает.

Стенные маятниковые часы без боя смазывают после полной сборки механизма по одной капле в каждую точку. Пружину смазывают четырьмя-пятью каплями в состоянии полного роспуска с распределением масла по ребру пружины на всю длину. Не рекомендуется производить смазку, когда заведена пружина хода, так как при заведенной пружине цапфы осей прижаты к стенкам опор. Пленка масла образовывается легче, когда цапфы свободно размещены в своих опорах. Это замечание относится ко всем типам часов.

Мастеру необходимо следить за правильным хранением часового масла, а также за своевременной сменой и пополнением масленок на рабочем месте.

Часовое масло следует хранить в плотно закрытых флаконах, защищенных от действия света и нагрева.

Замену масла в масленках производят каждую рабочую смену. Необходимо систематически производить промывку в бензине масленок, маслодозировок и подставок для них.

Заполнение масленки маслом нужно производить только в том случае, если она абсолютно чистая, используя 3/4 ее объема.

Засоренное масло для смазки часов применять нельзя. Наполнение масленки производят сухой стеклянной палочкой или пипеткой без резинки; наливать его через горлышко флакона не рекомендуется.

При загрязнении конца маслодозировки пылью ее следует промыть в бензине и прочистить сердцевиной бузины. Брать конец маслодозировки пальцами не рекомендуется, так как это приводит к порче масла.

Масло следует наносить на тщательно промытые и высушенные поверхности. При недостаточном удалении моющих жидкостей с поверхности опор масло растекается, а затем окисляется.

Флаконы с маслом необходимо держать плотно закрытыми пробками в картонных коробках, предохраняя их этим от света. Нельзя пользоваться маслом из флакона больше года, после того как он был открыт. Дату открытия флаконов отмечают на коробке.

Ни в коем случае нельзя брать масло для смазки непосредственно из флакона; масло необходимо распределять масленкой.

В связи с беспрерывным увеличением типов различных часов и усложнением их конструкций повышаются также требования к часовым маслам.

§ 17. Регулировка наручных и карманных часов

Период системы баланс-спираль, установленной в часовой механизм, может давать отклонения, и часы будут давать неправильные показания.

Отклонения могут выходить за пределы регулировочной способности градусника. Как правило, его регулировочная способность находится в пределах ± от 2,5 до 3,5 мин. в сутки.

При регулировке хода часов градусником могут наблюдаться случаи, когда градусник находится в крайнем положении «Прибавить», а часы отстают или, наоборот, градусник находится в крайнем положении «Убавить», а часы спешат. Это возникает при неправильной форме части спирали, расположенной между штифтами градусника. Исправление может быть выполнено подгибкой спирали на мосту баланса, при этом необходимо проверять прохождение штифтов градусника в пределах угла его поворота и строгое совпадение отверстий колодки спирали и сквозного камня моста. Градусник должен перемещаться без особых усилий, накладка не должна его зажимать. Трение при перемещении градусника в обе стороны должно быть одинаковым.

При регулировке часов иногда необходимо утяжелить баланс или, наоборот, облегчить его. Например, утяжеление баланса производят в том случае, когда спираль несколько сильнее, чем это необходимо, а облегчение — при слабой спирали.

Утяжеление или облегчение баланса может быть выполнено установкой или снятием винтов регулировочных шайб.

Значительная регулировка, как правило, связана с проверкой уравновешенности баланса. Небольшие изменения веса производят с помощью шайб в собранном балансе. При этом баланс вынимают из механизма вместе с мостом. Для предохранения спирали от повреждения может быть использовано приспособление, показанное на фиг. 149, которое легко может быть изготовлено в мастерской.

Читайте также:  10 Самых лучших водок россии

Фиг. 149. Приспособление для работы с балансом.

В приспособлении на устойчивой подставке укреплен кронштейн со штифтом. На штифт, отверстием под винт крепления, ставится мост баланса. Баланс удерживается на спиральной пружине. При такой подвеске открывается доступ к любому винту баланса. Придерживая баланс, можно отвинчивать винты, ставить шайбы под них и т. д.

В этой статье мы попросили мастера ответить на вопрос наших читателей: «Чем смазать часы с маятником?», а также дать полезные рекомендации по теме. Что из этого получилось, читайте далее.

Чем смазать часы с маятником

Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим

Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?

И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют

Если часы грязные, вам просто смазка не поможет — надо спускать пружины, разбирать полностью механизм, чистить, мыть, потом собирать обратно и смазывать.

Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.

Прогресс не стоит на месте и, как и в других отраслях, он сильно продвинулся за последний век в технологиях, касающихся производства масел. Угадайте, какое направление также прогрессивно развивалось в последние 100 лет, при этом являясь наиболее требовательным к качеству и особенным свойствам масла? Отнюдь не часовое производство. Правильно — автомобильное. Современные синтетические моторные масла обладают высокими моющими, противоокислительными, противоизносными свойствами, крайне малой летучестью. Там где обычное часовое масло через год использования полностью испарится, пленка современного моторного масла будет присутствавать и работать, как и в первый день. Чтобы не быть голословным (ну, вдруг подумаете, что я ересь какую-то несу), почитайте статью о ремонте часов известного американского реставратора часовых механизмов Стива Нильсона: http://www.snclocks.com/Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/Fantastic-Clock-Mechanisms/VR-338-Miniature/i-tcgSnkp
Он использует хорошее синтетическое моторное масло 5W40 при реставрации интерьерных часов уже довольно продолжительное время.

Вторые настенные ОЧЗ-Янтарь вазелином и смазаны, но он мне не очень нравится как масло, грязь сильно собирает и высыхает года за 4 где-то

😀 Вазелин,так-то, не совсем для смазки часов. В аптеке вазелиновое масло, не вазелин. Вазелиновое масло ка раз не собирает грязь. Так как при высыхании испаряется, а не трансформируется в олифоподобнось.

Вполне возможно, вазелиновое масло и не такое грязное, как вазелин, но те часы ОЧЗ, которые им смазаны, я уже один раз разбирал из-за намотавшегося на ось волоса, места, где масло чуть потекло, сильно отличаются обилием пыли, хотя год после смазки часы уже ходят тьфу тьфу, и масло до сих пор жидкое, перемещение рычагов и маятника лёгкое. Последний раз я в них лазил когда регулировал рычаг отключения боя, месяцев 5 назад

Насчёт автомобильного масла — спасибо, подумаю. У меня как раз есть кастрол 5W30 магнатек и 5W40 лонг лайф, кажется. Первый лежит уже года 3 в литровой бутылке, второй вообще не вскрывался и куплен недавно
А этими маслами можно смазывать пружины без разбора барабанов? А то, я боюсь, обратно в барабан упихать пружину у меня сил не хватит. И мыть их без разбора можно?
Вообще у меня была идея в калошу добавить немного масла и в полученной смеси шестерёнки отмочить

Вот-вот, кастрол и никакого вазелина.

Мыть надо с разборкой, в этом нет абсолютно ничего сложного, поверьте. Если боитесь не собрать верно обратно, сделайте фото механизма со всех сторон, чтобы было понятно потом где что и как стояло. Барабаны также легко разбираются и собираются, главное — перчатки на руки и перед разборкой механизма спустить пружины (хотя бы доведя завод до нуля). Цапфы осей (отверстия) в платинах обязательно прочистить деревянными зубочистками, там жуть сколько грязи остается даже после мойки.

Да, еще и пугают некоторые, что пружина, при неправильном обращении, может вспороть живот.. :DТут где-то есть видео уроки, от нашего уважаемого модератора. В том числе и о барабанах-пружинах. Поищите в разделе ремонт..

Огромное спасибо, обязательно найду и посмотрю

Чем смазать часы с маятником

О расборке и сборке часового механизма я рассказывал здесь. Давайте рассмотрим процес чистки и смазки механизма.

Для чистки механизма часов понадобиться бензин калоша, он продается в хозяйственных магазинах или на рынке в отделах лаки-краски. Если такового не нашли можно использовать чистый медицинский спирт. Чистку производят кисточкой для рисования с укороченным ворсом, для крупных деталей можно использовать зубную щётку с мягкой щетиной. Так же понадобятся сухие берёзовые опилки, для этого достаточно сухой, но не гнилой брусок из берёзы отрезать ножовкой с небольшими зубьями и собрать опилки в небольшую коробочку.

Читайте также:  Как заклеить манжету люка стиральной машины

Итак в ёмкость небольшого размера наливаем бензин калоша на высоту 1-1.5см. Чистят сначала баланс, затем все мелкие детали, потом крупные. Для чистки баланса его просто опускают в ёмкость с бензином и «полоскают» держа за обод. Затем баланс необходимо вынуть и положить в коробочку с опилками, и немного потрусить. Трусить нужно так, чтоб не запутался волосок маятника (спираль). Для этого достачно несколько раз резкими движениями поводить коробочку с опилками и балансом «туда-сюда» по плоскости стола. Чистим анкерную вилку и ложим на папиросную бумагу, вообще чищенные детали желательно вылаживать на чистую гладкую бумагу, чтоб к ним не цеплялся мусор и пыль со стола. Необходимо сушить все детали после того как достали их из бензина резиновой грушей, за исключением баланса, его сушат после того как достают из опилок слегка продувая грушей (чтоб не запутался волосок). Чистим мост анкерной вилки и ангренажа, затем колёса и мост пружины, платину и барабан с пружиной чистим в последнюю очередь. Для чистки барабана необходимо его открыть, снять крышку. Чтоб снять крышку достаточно с противоположной стороны крышки, на вал (корэ) барабана надавить обратной стороной пинцета. После того как вы все детали и узлы почистили необходимо как можно быстрее собрать механизм , чтоб не попала пыль которая находиться в помещении.

Маятниковые часы

Тик так, Тик так – этот звук мы вспоминаем, когда думаем о часах. Хотя подавляющее большинство современных часов едва ли издают хоть какой-то звук. Не так давно почти каждые часы издавали характерный для часов звук, потому что они были полностью механическими, а не электронными. Раньше для того чтобы часы работали было необходимо поворачивать ключ, заводить пружину, после прислушавшись можно было услышать как работают шестерни. Так давайте разберёмся, как на самом деле работают старомодные маятниковые часы.

Что такое маятник?

Маятник представляет собой стержень, который висит вертикально и раскачивается из стороны в сторону под действием силы тяжести. Как обнаружил итальянский учёный Галилео Галилей(1564-1642), полное колебание маятника занимает одинаковое время. В теории, единственное, что влияет на колебание маятника, это его длина и сила тяжести. Для относительно небольших колебаний, время (Т), которое требуется для того, чтобы маятник сделал одно полное колебание(известное как период) вычисляется по следующему уравнению:

Где, l — это длина маятника, g – мера силы тяжести(ускорение свободного падения). Из этого уравнения видно, что вам надо в 4 раза увеличить длину маятника, чтобы в 2 раза увеличить время колебания.

Как маятник работает?

Маятник работает путём преобразования кинетической энергии в потенциальную и обратно. Когда маятник находится в крайнем положении он имеет максимальную накопленную энергию(потенциальную энергию). В самой нижней точке, максимально близкой к земле потенциальная энергия переходит в кинетическую и имеет её максимальное значение в этой точке. Таким образом, маятник постоянно переводит потенциальную и кинетическую энергии друг в друга, что является примером простого гармонического колебания. Если бы трение соприкасающихся элементов и сопротивление среды(воздуха) отсутствовало, то есть были созданы идеальные условия, то маятник бы совершал колебания вечно. Но в реальных условиях маятник учитывая вышеперечисленные факторы замедляется. Но что является очень важным для хронометража, даже при уменьшении амплитуды колебания время колебания маятника не изменяется. Галилей сразу отметил эту полезную функцию, но построить маятниковые часы ему так и не удалось, удалось лишь представить модель маятниковых часов в 1642 году. Галилей передал свои труды датскому учёному Христиану Гюйгенсу. Он и сделал первые маятниковые часы в 1650 году.

Как работают маятниковые часы?

Почти все маятниковые часы сконструированы следующим образом: в часовом механизме, который Вы видите, груз 1 с помощью троса через валик 2 приводит в движение систему колес. Этот груз обеспечивает энергию для часов. Усилие через несколько колесных пар передается на тормозное колесико 3. Проворачивание часового механизма тормозится в результате взаимодействия тормозного колесика 3 и анкера 4 и регулируется маятником 5. Тормозное колесико будет продвигаться дальше лишь в том случае, если маятник приведет анкер в такое положение, когда он отпустит тормозную шестеренку. Одновременно другой конец анкера проходит в пространство между шестеренками и тем самым ограничивает движение тормозного колесика 3 на половину длины зубчика. Теперь, когда маятник будет совершать обратное движение, зубчик надавит на анкер и через стержень передаст усилие на маятник. Маятник при этом получает небольшую дополнительную энергию, что компенсирует имеющиеся у него потери на трение. Эта игра повторяется при каждом движении маятника. Таким образом, тормозное колесико движется в такт колебаниям маятника. Через несколько шестеренок оно соединено с минутной шестеренкой 7. Скорости промежуточных шестеренок рассчитаны таким образом, чтобы минутная шестеренка проворачивалась один раз в час, т.е. со скоростью большой стрелки, соединенной с минутной шестеренкой. И, наконец, шестеренки 8, 9 и 10 служат для того, чтобы маленькая стрелка двигалась в 12 раз медленнее, чем большая. Комбинацию из стрелок 8, 9 и 10 называют также стрелочным механизмом.

Недостатки маятниковых часов.

Как мы рассмотрели выше, время колебания маятника зависит от длины стержня и силы тяжести. Но длина металлического стержня может изменяться при изменении температуры, это изменение незначительное, но будет оказывать влияние на точность измерения времени. То же касается силы притяжения. Часы ближе к центру земли, на уровне моря и высоко в горах будут отсчитывать время не одинаково. Так же применение маятников часов на корабле практически невозможно, или очень затруднено. Но все эти проблемы были только на заре появления маятниковых часов. В процессе развития науки все проблемы были решены.

Возможно у Вас есть свои мнения на тему «Чем смазать часы с маятником»? Напишите об этом в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector