Храм христа спасителя внутреннее убранство

Храм христа спасителя внутреннее убранство

19 августа исполняется 15 лет со дня окончания строительства нового здания храма Христа Спасителя (1994-1997) и 175 лет учреждения Комиссии по строительству первого здания собора.

Корреспондент «ВМ» попросила вспомнить о работе по возрождению храма известных российских художников, с честью решивших эту нелегкую, но благородную задачу. А также рассказать, есть ли различие между новым и прежним зданиями собора.

У каждой фрески два автора

Василий Нестеренко, народный художник России:

Внешне храм Христа Спасителя воссоздан очень точно. Но раньше он стоял на холме, и взорвали его вместе с холмом. Холм срыли и построили бассейн. Когда стали его восстанавливать, построили нижнюю стилобатную часть, которой не было. Туда входит храм Преображения Господня как напоминание о древнем Преображенском монастыре, стоявшем на этом месте, зал Церковных соборов, патриаршая трапезная, зал Священного синода. В общем, появился комплекс храма.

Василий Игоревич, насколько точно новое здание собора повторяет прежнее?

— В некоторых деталях храм отличается, но есть удивительные совпадения. Например, в том храме пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших вой ну 1812 года — Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма. Это ли не чудо?

Вы расписывали собор. Насколько, как вам кажется, удалось возродить взорванную живопись?

— Храм долго стоял просто белым: патриарх Алексий II считал, что нет художников, которые смогут повторить росписи XIX века — ведь тогда собрали лучших мастеров, академиков. Но потом решили воссоздать храм в тех же материалах, росписях, с теми же орнаментами, тем же убранством. Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Как добиться точности? Было сложно. Скопировать можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но ничего не осталось. Сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина.

И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Нет никаких свидетельств о цвете росписи. Все фото, сделанные в конце XIX — начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм. У нас была общая композиционная схема без цвета, поэтому говорить о точном воссоздании фресок невозможно. Сложилась совершенно уникальная ситуация: у каждой нынешней росписи фактически два автора. Первый — художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке. Но плохое качество фотографий не позволяло воссоздать колоссальные росписи по 10, 15 и даже 20 метров. Нашим художникам необходимо было переосмыслить, дополнить, искать аналоги…

В XIX веке храм расписывался десять лет…

— Тогда трижды снимали леса, чтобы увидеть снизу, как сочетаются росписи друг с другом и с орнаментом. У нас не было такой возможности. Расписывали храм с 15 апреля по 25 ноября 1999 года. Сложно даже себе представить, как удалось сделать работу за такой короткий срок. Это ли не чудо? Это чудо могло произойти только с Божьей помощью. Потому что колоссальные объемы были сделаны качественно.

Я работал без помощников. Восстановил четыре росписи: две по 15 метров — «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим», и одну сдвоенную — «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей». Она в высоту 23 метра — восьмиэтажный дом! Потом писал иконы, работал в трапезной.

Это тяжелейшая работа. Академическая школа сложнее в исполнении, чем иконописная. Расписывать храмы, как в древности — по сырой штукатурке, — быстрее, здесь же сложная многослойная живопись. Тут необходимо умение писать реалистически, что сейчас мало кто умеет, работать в больших размерах и быть религиозным человеком: храм должен расписывать верующий. Прекрасно помню освящение храма. Это запомнилось на всю жизнь.

Вы сейчас бываете в храме Христа Спасителя?

— Обычно я хожу в храмы неподалеку от дома, но на большие службы стараюсь попасть в храм Христа Спасителя. С собой беру своих маленьких детей. Только в этом храме можно почувствовать торжество вселенского православия.

И скажу я вам, нет большего счастья для художника, чем прийти в храм, расписанный тобой и где есть часть твоей души.

Мы работали, как симфонический оркестр

Зураб Церетели, президент Российской академии художеств:

— Российской академии художеств в 1995 году поручили воссоздать художественное убранство храма Христа Спасителя. У архитекторов были одни сложные моменты, у художников и скульпторов — другие. Храм — это синтез искусств, в нем все должно быть гармонично. Это как симфонический оркестр.

Не шутка: работали двадцать с лишним артелей. Внутреннее убранство храма было очень сложно решить с точки зрения общего колорита. Когда вы находитесь в храме, вы чувствуете единое цветовое решение.

Ну и, конечно, надо было сделать все оперативно, успевать в срок и при этом качественно.

Если воспринимать храм как копию, насколько точной она получилась?

— Сохранились фотографии храма до разрушения, поэтому каждый может сравнивать. Мы многое сделали, точно воссоздав образ прошлого памятника, но были и новые моменты. По конструкциям, технологиям.

И во многом это продиктовано не нашим нежеланием повторить, а сделать лучше, избежать прошлых ошибок. В некоторых случаях это была замена материалов. Вот, например, кресты и врата храма. Тот храм строили несколько десятилетий, а этот подняли за несколько лет.

Многие удивлялись, что вы продолжали работать над некоторыми деталями храма уже после открытия.

— Первоначально горельефы на фасаде были сделаны из белого пластика — современного легкого композитного материала, но мне хотелось, чтобы был единый облик с бронзовыми скульптурами на фасаде. И уже после окончания работ я отлил все крупные горельефы в бронзе. Их установили недавно. Мы сделали так, как считали нужным. Всегда можно найти в любом деле как массу достоинств, так и недостатков. Но в какой-то момент художник должен набраться смелости, поставить точку и начать новую работу.

Читайте также:  Когда лучше вставлять пластиковые окна

Как вы думаете, современные храмы могут состязаться в красоте с древними?

— В молодости мне повезло работать в качестве художника в Институте этнографии и археологии Академии наук. В экспедициях я делал обмеры, зарисовки, копии древних фресок — VII, VIII веков. И видел: каждое время давало что-то уникальное, рождало свой особый почерк. Наше великое наследие надо воспринимать как урок, но при этом стараться искать новые решения.

Зураб Константинович, вы сейчас ходите в этот храм?

— Конечно, хожу, там я крестил правнучку. В 2007 году Российская академия художеств отметила 250-летие именно в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. И это было знаковым событием. Участвовать в создании святыни — честь для меня.

От замысла до воплощения

Общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя возникло в конце 1980-х годов. 5 декабря 1990 года был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году основан Фонд сооружения храма, а строительство было начато в 1994 году.

Проект выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими. Впоследствии Денисов отошел от работы, и строительство завершал З. Церетели.

Храм рассчитан на 10 000 человек. В плане он выглядит как равносторонний крест 85 метров шириной. Высота храма с куполом и крестом 105 метров.

Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

КСТАТИ

18 августа в 17.00 начнется вечернее богослужение (Всенощное бдение). 19 августа утренняя литургия пройдет в 7.00 в Преображенской церкви («нижнем храме»). В 10.00 в храме Христа Спасителя — поздняя литургия.

Рубрики

  • Кулинария (819)
  • Блюда из мяса и птицы (164)
  • выпечка (79)
  • Салаты (63)
  • Блюда из рыбы (56)
  • Блюда из картофеля (48)
  • Блюда из овощей (46)
  • На скорую руку (36)
  • Первые блюда (34)
  • блюда из творога. (21)
  • Десерт (18)
  • вторые блюда (13)
  • Блюда в горшочках (12)
  • Блины,оладьи (9)
  • Украшение блюд (7)
  • Рецепты для пикника (4)
  • Закуски (3)
  • Бутерброды (3)
  • Паштеты (1)
  • Домоводство (608)
  • Кройка и шитье (135)
  • Мода и стиль (128)
  • Интерьеры (74)
  • Красивое для дома (69)
  • Рукоделие (33)
  • Полимерная глина. (30)
  • Гипс (23)
  • Вязание спицами (22)
  • Декупаж (17)
  • Рисунок (16)
  • Своими руками (16)
  • Женская одежда (15)
  • Дизайн (10)
  • Мозаика (6)
  • Бисер (5)
  • Канзаши (2)
  • Орнаменты,зарисовки,трафареты (1)
  • Пергамо (1)
  • Батик (1)
  • Вязание крючком (1)
  • Как прекрасен этот мир (543)
  • Цветы (261)
  • Природа (61)
  • Кошки (54)
  • Макро (47)
  • Мир животных (40)
  • Птицы (22)
  • Подводный мир (3)
  • Мир растений (1)
  • Искусство,живопись (367)
  • Красота (106)
  • Рассказы,стихи (82)
  • Керамика,фарфор,стекло (47)
  • Скульптура,резьба (15)
  • Украшения (12)
  • Красивое и необычное (12)
  • Архитектура (4)
  • Литература (2)
  • Музыка (259)
  • Классическая (32)
  • Звуки природы (13)
  • Медитативная музыка (9)
  • Планета Земля (253)
  • Израиль (115)
  • города и страны (88)
  • Дворцы,усадьбы,замки (17)
  • Украина (8)
  • Сады и парки (8)
  • Индия (5)
  • Заповедники,нац.парки (5)
  • Храмы,соборы,церкви (4)
  • Круговая панорама (2)
  • Мировые достопримечательности (2)
  • Интересное (225)
  • История (92)
  • Тайны и загадки (24)
  • Наука (13)
  • Тамплиеры (1)
  • Видео (194)
  • Кинофильмы (44)
  • Документальное кино (38)
  • Танцы,балет (12)
  • Мультфильмы (11)
  • Фракталы,мандалы (7)
  • Цирк (4)
  • Плейкасты (1)
  • Полезное и нужное (150)
  • Всё о фото. (143)
  • Фото (103)
  • Психология (131)
  • Полезности для дневника (118)
  • Компьютерные программы (52)
  • Здоровье (114)
  • О,Женщина! (68)
  • Дачные идеи,сад (49)
  • Растения (10)
  • Дети (30)
  • Языки (25)
  • Юмор (20)
  • Духовность (15)
  • Музеи (1)
  • Семья (0)
  • Веды (2)
  • Для души (227)
  • Доброта,радость,любовь. (90)
  • Мои учителя (12)
  • Мудрость,притчи (71)
  • О жизни. (54)
  • Религии (6)
  • Самореализация (4)
  • Сахаджа йога (6)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Суббота, 16 Ноября 2013 г. 22:11 + в цитатник

Храм Христа Спасителя. Интерьеры

Храм Христа Спасителя.

Интерьеры возрождённого Храма.

А вот что писала газета "Литературная Россия" накануне восстановления храма:

"В 1839 году состоялась торжественная закладка храм Христа Спасителя на новом месте — на берегу Москвы-реки, близ Кремля. Император Николай I принял проект архитектора Константина Тона, который, в отличие от Витберга, уже зарекомендовал себя как автор гражданских и культовых сооружений. Строительство храма и исполнение внутреннего убранства потребовали почти 45 лет. 26 мая 1883 года произошло освящение храма. "Да будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания,"- говорилось в манифесте императора Александра III.

И тем не менее не прошло и пятидесяти лет, как храм был разрушен. В декабре 1922 года, на I съезде Советов, Киров предлагает соорудить здание, где смогли бы "собираться представители труда", это "здание должно являться эмблемой грядущего могущества. При общем энтузиазме тех лет сама идея сооружения Дворца Советов возбуждала умы. В конкурсе приняли участие советские архитекторы и мастера из-за рубежа. Позднее на заседании Совета строительства Сталин спросил: "Разместится ли наш Дворец Советов на площадке храма Христа Спасителя?" и уже в ноябре 1931 года храм стали готовить к взрыву. Ничего сверхестественного не было в том, что храм взрывали трижды. Центральная часть держалась на четырёх внутренних колоннах, которые поочерёдно уничтожались взрывами. Верующие люди в толпе говорили, что Господь услышал их молитвы и не даёт уничтожить храм.

И создание, и разрушение храма породили много легенд. Храм создавался на месте женского монастыря, так вот, его настоятельница будто предрекла, что ничто не устоит на этом месте. Так и вышло — храм снесли, Дворец Советов не построили. Всерьёз говорить о бассейне "Москва" как о сооружении архитектурном, согласитесь, не приходится.

Как строитель, скажу однозначно: храм лучше восстанавливать на месте бассейна "Москва". Дело в том, что бассейн находится на фундаменте, заложенном под Дворец Советов, фундаменте, который по всем параметрам способен выдержать храм. Кроме того, важно восстановить историческую справедливость. Чертежи храма сохранились, по ним можно восстановить здание в первозданном виде. Мне кажется, понадобится 20-25 лет, чтобы сдать храм "под крест". Десять-пятнадцать лет уйдёт на само строительство, затем пять лет здание должно "сохнуть", иначе нельзя приступать к росписи стен и потолков, ещё пять лет — на художественные работы."

Читайте также:  Строение и назначение стекла

Аполлос Иванов
"Литературная Россия" № 38, 22 сентября 1989 года, с.10-11

Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний. Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.

Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.

Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.

Главная святыня столицы

Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы. Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского. Дата открытия приходится на 2004 год.

Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста. Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви». Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.

Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ. Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами. С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора. Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника. Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.

Архитектура и внутренний декор

Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.

Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.

Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн. Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители. На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.

Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.

Читайте также:  Как разводить борную кислоту для промывания

У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный. Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно. Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.

Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.

Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.

При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.

Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса. Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. Главная святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах. Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы. Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много. На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек. Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Святыни монастыря

Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.

При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.

Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.

Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector