Экибана из роз своими руками

Экибана из роз своими руками

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Читайте также:  Чем питаются голуби в городе

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Читайте также:  Как найти коэффициент максимума

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Четверг, 29 Марта 2012 г. 14:52 + в цитатник

Золотой букет

Золотой букет

Хорошо забытое старое

От мастера Борзенковой Нины Дмитриевны (Zima) с Ярмарки Мастеров

Ну-у не так, чтобы очень забытый, но довольно древний декоративный приём, изобретённый человеком, как только он научился нарочно макать разные предметы в грязь, чтобы.

Ещё, заранее прошу прощения за качество фото, т.к. процесс был запечатлён мобилкой у меня на работе в рабочее же время в режиме "давайдавай-скорейскорей. " Но материал я решила всё же выложить, ведь для настоящих мастеров скорее важны идея и внятная подача, а на фото это, надеюсь, видно.

И несколько слов о краске. Золото в баночке, которое наносится на любую чистую поверхность кисточкой без разводов и имеет хорошую укрывистость — было куплено в магазине для художников. 700р. Баллончик с золотом у художников стоил 450р, в автозапчастях — 150р. В общем-то платит заказчик.

Итак.

Клиентка: довольно приятная дама бальзаковского возраста в завидном тонусе.

Чего желает: надолго сохранить букет шикарных роз от настоящего друга.

Цвет: только золото !

Форма композиции: свободно раскинутая в той же вазе.

(ответить на телефонные звонки, выгнать из-под стола грузчика и отнять совочек, согласиться выпить чаю с водителями — это сэкономит время)

Для начала возьмём подвядшие цветы и правильно их досушим. Т.е. подвесим вниз головой, чтобы в сухом виде сохранили нормальную позу.

Розы "поймали" ещё в мягком вялом состоянии, ещё чуть-чуть и поникшие головки было бы очень сложно поднять.

Небольшое лирическое отступление.

Вообще, для подобных флористических экзерсисов сухоцветы лучше специально подготовить, ибо просто сухие растения катастрофически хрупкие и могут рассыпаться в труху при малейшей оплошности. Для этого существует метод консервации растений, при котором листья, цветки и плоды не теряют своей прижизненной гибкости. Сущность метода заключается в том, что содержащуюся в растении воду замещают раствором глицерина. Вода постепенно испаряется с поверхности растения, а глицерин удерживается в тканях, сохраняя их эластичность, изменяя оттенок и придавая им маслянистый блеск. Раствор: 1 часть глицерина и 2 части горячей воды. Но в случае если листья или цветки полностью не вызрели, раствор может быть и более разбавленным (1 часть глицерина и 3 части воды). Впрочем, в инете найдётся много подобных рецептов.

В нашем случае розочки провисели где-то дня три, пока я не убедилась, что головки достаточно просушились.

После сушки (а можно и до) у цветов следует удалить лишние, с эстетической колокольни, листья.

Далее мне понадобился ПВА, который был щедро отлит столярами в обрезанную 2-х литровую бутыль за кусочек торта и грязный анекдот. Это сэкономило время. И неважно, что клей был похож на манную кашу с комьями. Он был!

(удалить из помещения посторонних, забрать похищенное, рассказать по телефону о способах борьбы с калифорнийским долбоносиком)

Возьмём обычный клей ПВА (наше фсё!) в консистенции густых сливок. Для этого бутыль нужно хорошо перемешать, чтобы осевшая гуща вернулась в состав эмульсии. Наполняем где-то на 1/2 или 2/3 стаканчика клеем и опускаем туда головку розы. Слегка покачиваем, чтобы клей заполнил все пустоты и промежутки между лепестками бутона. Это скрепит цветок и непозволит лепесткам осыпаться. Вынимаем, даём стечь излишкам и продолжаем уже кисточкой очень-очень аккуратно наносить клей на другие части растения.

Высохший ПВА абсолютно незаметен на цветке, но придаёт ему определённую степень стойкости к механическим воздействиям. В идеале, если уж браться за уже засушенные растения, то покрывать их клеем лучше 2 — 3 раза. Да и композицию делать с таким материалом будет спокойнее.

Читайте также:  Варианты отделки потолка в квартире из гипсокартона

Сушить вертикально. Каким концом вверх — неважно.

Определить, достаточно ли высох клей, нужно по состоянию бутона, т.к. он просыхает дольше всего. Бутон на ощупь должен стать твёрдым, как сухофрукт. Если при некотором нажатии он ещё податлив, то придётся ещё подождать. Феном пользоваться в этом случае не рекомендуется — могут быть деформации и трещинки. Но можно поместить в тёплое место, к батарее, например.

А теперь сладкое:

Ну что ж, мне повезло — бутончики влезали в открытую баночку с краской, а то, что не влезло я покрыла золотом с помощью мягкой кисточки.

Несколько более "кучерявых" цветков пришлось окрасить из баллончика. Прямо в "мордочку", чтобы краска проникла между лепестками, куда не достанет кисть. Затем, спокойненько залезая кисточкой во все щёлочки, покрываем золотом. Сушиться ставим вертикально, чтобы экземпляры не касались друг друга и прочих предметов и тел. У меня для этого нашлась забитая в горшок старая флор.губка-оазис от прошлых подвигов. Удобно.

Завершение работ

(Вытолкать водяного с батоном, дать разнорабочим баллончик и шишки — пусть балуются для ёлки, выгнать нельзя — ходить не могут, выпить крепкого чая с водителями, ответить на звонки "ой, у нас тут в горшке. " и "в приёмной дерево падает!" и т.п.)

Осталось полюбоваться на результат, аккуратно связать стебли золотой лентой и порадовать заказчицу. Это всегда приятно.

Японский букет – это особая техника и идея создания

Икебаной, созданной своим руками, можно вполне и вполне удачно украсить любой дом . Она дарит особые ощущения тепла и уюта. На то, чтобы сделать ее, не нужно много средств, материалов и времени – необходимы фантазия и креатив! Приступим!

Оригинальное украшение обеденного стола в столовой

Знакомство с древним искусством

Если перевести слово «икебана» с языка оригинала, то оно будет означать примерно «японское искусство аранжировки цветов». Но для ее создания используются не только живые цветы , а и любые сподручные растения, в том числе высушенные.

Стильный декор для любого интерьера

Красивая композиция в японском стиле

Факт! Японский букет в рассматриваемом стиле – это не обязательно традиционный, каким его представляют у нас. Главное – чтобы он нес некую смысловую нагрузку, говорил об определенном пожелании того, кто его составил.

Существуют даже заповеди по созданию такой композиции, на которые опираются все мастера. Перед началом творения их полезно узнать.

• Красивые цветы – не гарантия красивого результата. Он будет таким, только если разместить элементы букета правильно в отношении друг друга.

• Икебана, выполненная по правилам, соответствует сезону и случаю, для которого она создается.

• Великую природу можно отобразить даже в единственном цветке или ветви.

• Не нужно бояться результатов творения перед началом работы.

• Для того чтобы результат порадовал, к началу работы нужно подходить внимательно, в полном спокойствии, в хорошем настроении.

• Количество цветов и веток не имеет значения, не придается значение их четному или нечетному числу.

Заповедей на самом деле очень много, они в большей мере касаются работы с материалами, самой композицией, вазами , основаниями для икебаны.

Композиция в японской технике в интерьере

Правила

Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:

Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.

Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.

Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах . В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.

Создание яркой композиции

Важно! Прежде чем создавать композицию, ее нужно продумать, определить, в каком месте в доме она разместится или кому будет подарена. Икебану из живых цветов лучше поставить подальше от отопительных приборов и солнечных окон . В противном случае она быстро завянет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector