Схема коммутатора кэт 1а

Схема коммутатора кэт 1а

Недавно у меня на мотоцикле отказался работать коммутатор, типа КЭТ – 1А. Этот коммутатор используется в старых мотоциклах Минск и Восход. Он относится только к зажиганию и никакого отношения к остальной электроники мотоциклов не имеет.

В общем, то коммутаторы этого типа не отличаются высокой надёжностью, по этой причине у меня скопилось уже с десяток данных устройств. Среди поломок в коммутаторе бывают разные, могут сгореть диоды, стабилитроны, тиристор, конденсатор. Это самые первые места поиска. Резисторы редко перегорают. Часто может быть отпаивания контактов.У меня в каждом из коммутаторов поломки были разные, но чаще всего, из – за не герметичного корпуса окислялись дорожки платы или выводы некоторых компонентов. Когда очередной коммутатор накрылся, я решил не покупать новый, а собрать его из имеющихся у меня деталей от старых подобных устройств.

Пошарив немного в Интернете, нашёл схему и перерисовал её в Splan.

Также нарисовал плату в Sprint Layout 5.0:

Пояснения к разметке:
К – катод тиристора КУ201
U –управляемый электрод тиристора КУ201
А – анод тиристора ку202
К2 – катод диода D4

Готовую печатную плату необходимо покрыть защитным лаком, для предотвращения окисления дорожек.

Необходимые компоненты:
— 2 стабилитрона Д817В
— тиристор КУ201В
— 3 диода КД105В
— 2 конденсатора 1мкФ 160В
— 1 конденсатор 1мкФ 250В
— резистор 1К
— резистор 100

Устройство собирается в стандартном алюминиевом корпусе коммутатора.
При установки крышки коммутатора необходимо промазать все стыковочные швы герметикам, чтобы исключить попадание влаги во внутрь.

Коммутаторы КЭТ-1А, БКС 251.3734, БКС 261.3734, БКС 1МК211, БКС 70.3734, БКС 94.3434 предназначены для работы с генераторами 26.3701 (6В 45Вт), Г-427 (6В 65Вт), 43.3701 (12В 65Вт), 80.3701 (12В 90Вт), ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702М-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 .

Схема коммутатора КЭТ-1А. Схема работает следующим образом. Переменное напряжение генератора с обмотки зажигания L1 поступает на выпрямительный диод V1. Выпрямленное напряжение через цепочку R6 V5 и катушку зажигания заряжает батарею конденсаторов C2 C3. Через некоторое время после зарядки конденсаторов поступает сигнал с датчика генератора L2 на управляющий электрод тиристора V6. Тиристор V6 замкнет батарею конденсаторов C2 C3, что вызовет резкое изменение индукции в катушке зажигания и искрообразование на электродах свечи (напряжение на вторичной обмотке зажигания достигает несколько десятков киловольт). Токоограничивающий резистор R6 и сглаживающий конденсатор C1 используются для ограничения тока обмотки зажигания L1 и более плавной зарядке батареи конденсаторов C2 C3. Стабилитроны V3 V4 обеспечивают стабилизацию напряжения на уровне 150 В. Стабилизация напряжения необходима чтобы батарея конденсаторов C2 C3 и тиристор V6 не вышли из строя из-за перенапряжения. Цепочка V2 R2 необходима для выпрямления и согласования сигнала с датчика L2 с управляющим электродом тиристора V6. Данный коммутатор имеет ряд недостатков и слабых мест:

  • Максимальное рабочее напряжение конденсаторов C2 C3 составляет 160 В, а поскольку напряжение стабилизировано стабилитронами V2 V4 на уровне 150 В, конденсаторы работают на грани своих возможностей. Стабилитроны серии Д817 имеют погрешность 10%, поэтому риск выхода из строя конденсаторов C2 C3 довольно велик.
  • При длительной работе коммутатора сопротивление R6 сильно нагревается. В результате может оплавиться пайка или выгореть сам резистор.
  • Цепь между датчиком генератора и управляющим электродом тиристора V6 не содержит фильтра от помех и наводок, а так же защиты от перенапряжения (стабилизатора). В итоге – неустойчивая работа и вероятность отказа тиристора V6 на высоких оборотах.
  • На высоких оборотах двигателя емкость С2 С3 не успеет зарядиться – резистор R6 ограничит ток заряда конденсаторов.

Схема коммутаторов БКС 251.3734, БКС 261.3734 представлена на рисунке.

Все коммутаторы БКС содержат в себе две схемы: зажигания и освещения. Схема зажигания аналогична коммутатору КЭТ-1А, поэтому имеет те же недостатки. Правда в коммутаторах более поздних выпусков (начиная с конца 80-х) емкость С1 составляет 2,2 мкФ 250 В (как в 2МК211). Рассмотрим принцип действия схемы стабилизатора освещения. С обмотки освещения генератора L3 переменное напряжение напрямую поступает на контакт 02 выхода коммутатора (по схеме справа). Тиристор V5 закрыт. В момент когда напряжение обмотки L3 превысит заданное значение (14 В или 7 В), тиристор V5 откроется замкнет обмотку L3 на землю. Это произойдет только при положительном полупериоде (относительно массы) на клемме 02. Цепь управления тиристором работает следующим образом: переменное напряжение выпрямляется диодным мостом V9 и подается на делитель напряжения R2 R3 R4. Соотношение R2 и R3+R4 определяет коэффициент деления. Сглаживающий конденсатор C3 обеспечивает стабильную работу схемы. Когда напряжение на участке R2 R3 превысит определенное значение, стабилитрон откроется, подав напряжение управляющий электрод тиристора. Для 12 В цепи освещения стабилитрон V7 Д814А (порог открытия 7,7 В), а для 6 В соответственно КС147А (порог открытия 4,7 В). Стабилитроны подобраны таким образом, чтобы напряжение на управляющем электроде не превышало 3 вольт, иначе тиристор быстро выйдет из строя. Поэтому при переделки коммутатора под другое напряжение необходимо заменить стабилитрон. Подбором резистора R3 выполняется подстройка напряжения на выходе коммутатора. Достоинством схемы является то, что напряжение с обмотки L3 не уменьшается когда тиристор V5 закрыт, поскольку он включен параллельно обмотке освещения. Это важно при работе двигателя на холостых оборотах.

Читайте также:  Полы для прихожей в квартире

Коммутатор БКС94.3734 предназначен для работы с генераторами ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702. Основная особенность коммутатора — отсутствие искрообразование при реверсе генератора. Цепочка V2 R5 VT1 шунтирует сигнал с датчика L2 при вращении ротора в обратную сторону и при наличии ложного сигнала (датчики расположены внутри генератора).

Блок БКС 70.3734 предшественник ковроского 2МК211. Блоки предназначены для генераторов с внутренним датчиком и практически не отличаются. Ниже представлены схемы коммутаторов БКС 1МК211 и БКС 70.3734.

Устройство блока БКС 70.3734 а так же топология печатной платы.

Схема зажигания немного отличается от КЭТ-1А. Указанные выше недостатки устранены. Цепь датчика содержит выпрямитель V6, фильтр R1 C4 С5, а так же стабилизатор напряжения R1 V3. Такой коммутатор более устойчив к наводкам и помехам в цепи датчика. Однако для форсированных моторов он не подойдет. Цепь освещения коммутатора аналогична БКС 261.3734.

Как повысить (лампы светят тускло) или понизить (лампы перегорают) напряжение из коммутатора. Если речь не идет о переделке 6В под 12В или наоборот, то необходимо подобрать сопротивление R3. Для начала нужно вскрыть корпус коммутатора, а именно удалить монтажную пену. Процесс довольно нудный, может занять 30-40 минут. Это легче сделать если предварительно нагреть корпус – облить кипятком из чайника или поставить в теплое место (например, на батарею). Далее нужно найти резистор R3 (на фото он выделен красным цветом).

Обратите внимание, что этот резистор припаян сверху к плате. Отпаяйте этот резистор и припаяйте переменный резистор (реостат) номиналом 200…1000 Ом с проводами 20…30 см. После чего поставьте коммутатор на мотоцикл и заведите его. Подстраивая переменный резистор, найдите его оптимальное положение – свет в фаре на холостых оборотах двигателя не должен мерцать а на высоких гореть не слишком ярко (перегорают лампы) . После подстройки замерьте сопротивление мультиметром и подберите номинал резистора. Если значение получилось некратное номиналам, можно взять несколько резисторов, включив их последовательной цепочкой (сопротивления суммируются). Впаяйте сопротивления и залейте корпус монтажной пеной.

Как переделать 6 В коммутатор под 12В и наоборот. Для этой переделке потребуется полностью очистить корпус от пены и вытащить плату.

Удалите пену с обратной стороны платы.

Замените стабилитрон V7: для 12 В цепи Д814А (подойдет любой стабилитрон на 7…9 В), а для 6 В КС147А (подойдет любой стабилитрон на 4…5 В). На фото стабилитрон Д814А-1 выделен красным цветом.

Далее необходимо проделать все операции по подбору сопротивления R3 (см. выше). При желании можно вместо R3 впаять переменный резистор и вывести наружу подвижную часть рукоятки сопротивления, чтобы сразу залить коммутатор пеной и осуществлять регулировку «по месту».

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Коммутатор Войтенко на ЗИД Пилот

Товарищи электронщики, помогайте! Решил поставить на Пилот Коммутатор по этой схеме:

Но! В электронике я полный профан. Спаять схему могу, но не более.
Так вот, лет 5 назад я спаял эту схему для Совы, но так и не поставил, схема осталась. Паялась она (как теперь понятно) по кривой схеме. Хочу сделать все по уму, так что есть вопросы:

Читайте также:  Кукурузная каша с маслом

1. У меня мост КЦ405А — подойдет? Как его подключать? На корпусе в двух углах + и -, на двух других ничего.
2. Стабилитроны 2С950А как в схеме. Оставить их или лучше заменить?
3. VD4 у меня КД204А. Пойдет?
4. Радиатор надо ставить?
5. Как и куда подключать готовое изделие? Просто из родного коммутатора какие-то (какие?) клеммы переставить на этот? Или в генераторе надо обмотки отпаивать?

Если можно, то обьясните пожалуйсте "на пальцах"!

Мост подойдёт, к значкам "

" или к "ничего" цепляешь выход обмотки зажигания генератора, полярность значения не имеет, генер должен быть отвязан от "массы". Далее "+" цепляешь к резистору R2 на схеме, ну а "-" соответственно к "массе". Радиатор не надо никуда

Исходная схема Войтенко была напечатана так
что я по полу катался. даже кушать не мог.

Теперь кажется всё исправлено.
Как отсоединить массу в генераторе и вывести проводом наружу — разобрался?
С мостом кажется уже объяснили. На массе минус — вверху схемы — плюс. Это на мостике написано. Остальные 2 вывода — переменка.
кц 402 и 405 отличаются формой выводов. напряжение с буквой А — 600 вольт ток 1 А в обоих случаях.
Всё пойдёт. КС 950 А — пойдёт 2 шт. нормально — человек только что на ПС собрал — и радуется.
Радиатор нужен только стабилитронам там в теме я картинки вставил и описал. Хороший образец или полуфабрикат для переделки — КЭТ — 1 А от Восхода. Мне нравится его корпус и технология сборки. КД 204 А — по электрическим данным — годится.
Немного здоровый корпус с винтом — однако я и на КД 202 Р собирал. — тоже крпуса здоровенные. Зато спалить почти невероятно

Полярность и исправность диодов проверяется лампочкой от фонарика и плоской батарейкой ( или от АКБ )

Всё хорошо. Совет — необязательный к применению. Переименуйте тему — * Собираю коммутатор Войтенко * и выкладывайте фото с технологией Вашей сборки. ( если фотоаппарат есть ). Многим новичкам может пригодиться.
Вагнер такие темы — по технологии делать любит.
А я по мере продвижения подскажу — что смогу.

Если Вам идея нравится — следующие 2 фото в студию — горсть деталей на столе и предполагаемый корпус

Ещё вопрос — с каким датчиком будет работать схема?
Тот вариант что нарисован выше для датчика как от V 50 и Восхода 2 М и 3.
Для Совы — цепь управления тиристором — нужно собирать как здесь :

Там резистор 10 килоом и конденсатор 25 мкф — добавляются.

Остальное — по схеме Войтенко.

Тему про долговечный коммутатор бегло прочитал — там слишком много теории. Я ж говорю — в электронике практически ничего не понимаю, мне нужны подсказки по изготовлению конкретной схемы под конкретный мотор. Коммутатор ставлю на Пилот 2Т. Какой там датчик — не знаю, но видимо не такой, как на Карпатах.
Можно конечно заморочиться и сделать целиком как у Войтенко, с выносным датчиком и маленьким внешним магнитом.

Ну на Пилот 2 т — нужно ставить фильтр из конденсатора и резистора как на Сову. Вовремя я спохватился спросить.

Вот схема от пилота — там есть фильтр R C в управлении. Там даже 2 конденсатора и резистор. Вобще схема эта — и весь генератор полная гнилуха. Такой генератор с таким коммутатором — буржуи не используют. Они на такой генератор ставят процессорную схему с опережением. А в простой комплектации применяют другой генератор. Ты с этим генератором — наешся пыли. Кстати в схеме кажется гдето есть опечатка. Попробую её отловить.

Прежде чем что либо паять — сделай экспиримент. У тебя мотор на ходу? Подключи коммутатор 70.3734 и попробуй как будет работать. Но вобще — или ты скоро научишся радиоэлектронике — примерно в объёме 2 курсов техникума — либо найдёш радиолюбителя — который всё сделает. Либо проект приведёт в никуда. Войтенко не зря датчик снаружи поставил. Он хитр и весьма образован. Вот посмотри генераторы :

Читайте также:  Термодатчик для котла отопления цена

Пилот — в некотором роде клон Дэрби

— но зажигание там несколько подругому устроено. .

Генератор от Дэрби :

Генератор ЗИД Пилот :

Похоже за образец — при создании генератора ЗИД пилот — был взят один из тюнинговых вариантов генератора от Дэрби :

А что мешает полностью повторить всю систему? С выносным датчиком и схемой "как есть"? А родной датчик отключить.

Вообще я читал, что для проверки ограничивает ли зажигание обороты мотора можно междю катушкой и выводом родного коммутатора конденсатор подключить. Надо попробовать.

После поучительного и очень интересного разговора с Дмитрием 67 было решено попробовать собрать черновой вариант коммутатора + выносной датчик от скутера. Если система заработает, то буду на совесть все собирать.

Сейчас коммутутор такой:

Для пробы — сгодится.

Народное наблюдение : если в центре выпрямительной сборки КЦ нет отверстия под болтик — это отверстие можно просверлить ( Ф 3.5 мм ) и привинтить сборку больтиком М 3 к плате.
И тогда сборка не быдет болтаться как душа неприкаянная — между твердью земной и твердью небесной.

Искра очень мощная начиная с самых малых оборотов. Заводить не пробовал — нет карбюратора.

родной БКС 1 МК 211 — содержир фильтр в цепи датчика.
Я слышал что генератор от пилота — не может правильно работать без такого фильтра. Хотя искру и даже сильную — давать может. С этими проблемами пытался воевать Сварщик.
Повторять схему БКС 1 МК 211 — он не захотел — и мотор у него правильно не заработал. Думаю что с родным датчиком — есть только один путь — строить соответствующий фильтр. Возможно некоторая корректировка деталей — пошлабы на пользу делу — но в целом фильтр необходим.

Кстати — я немного раскрасил схему в условных цветах и сверил номиналы деталей — какие нашел по иным изданиям.

Ну или можно сделать внешний датчик —
тогда годится входная цепь датчика как у Войтенко или как от КЭТ — 1 А — собственно это одно и тоже.

Дмитрий, да я понял все про фильтр. Думаю, что с внешним датчиком работать будет лучше, так что сделаю его.
Подключал схему чтобы попробовать работоспособность моей сборки.

Закупилсо в Чип и Дипе и собрал-таки комутатор. Купил пластиковый корпус за 100 рэ, два маленьких радиатора и кусок фольгированого текстолита.
От цен, кстати, офигел. Похоже мир захватили барыги! любая мелоч стоит немало.

На текстолите гравером сделал подобие печатной платы.

Радиаторы подпилил и прикрутил к стенке стабилитронами. Конденсатор встал враспор мертво.

А тут моя издыхающая мыльница сдохла окончательно и перестала фокусировать

Готовое изделие, только крыжечку прикрутить. На корпусе гравером подписал выводы, как в лучших домах Парижу

Времени свободного нет, так что работа идет медленно.
Вот прикупил такой датчик от зажигания скутера, попробую примерить.

Датчик прикрутил на специальную площадку, которая позволяет регулировать момент зажигания. Площадка крепится внизу картера, в приливе под стартер. Модулятор — стальная полоска где-то 20х10х3, прихватил ее к ротору сваркой, но думаю это временный вариант.

Коммутатор расположил под сидением, сзади, перед защелкой сидения. Проводку сделал так, что перейти на родную систему зажигания можно за 2 минуты просто переткнув штекеры. По цветам провода от родного зажигания и от нового совпадают, так что запутатся в проводке коранне сложно. Получилось как у настоящей военной техники — резервная система зажигания!

Опережение зажигания поставил пока 1.6 мм до вмт, зазор между датчиком и модулятором 0.5 мм.

И это все хозяйство работает! Заводится легко, Крутится больше родного явно, но из-за недонастроенного карба на макс. обороты не вышел. Проехатся с ним не успел. Фотки позже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector