Тариф на электроэнергию при отоплении электричеством

Тариф на электроэнергию при отоплении электричеством

В частном доме на кухне стоит электрическая плита, а отопление обеспечивает электрический котел. Зимой счет за электричество достигает 20 — 30 тысяч рублей в месяц. Вопрос: можно ли получить льготу по оплате электроэнергии? Ведь платят же за свет собственники городских квартир с электроплитами на 30% меньше? Давайте разберемся с этой ситуацией.

Законодательство о тарифах на электроэнергию для домов с электроплитами и электроотоплением

Для начала – пара слов о том, какими нормативными актами регулируется ситуация.

Итак, сама возможность установления льготных тарифов для домов с электроплитами и электрическим отоплением установлена документом под названием «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов ) в электроэнергетике» (утвержден постановлением правительства № 1178 от 29 декабря 2011 г., ссылка — https://base.garant.ru/77678425/).

В частности, в п. 71 «Основ ценообразования» говорится:

… При утверждении цен (тарифов ) на электрическую энергию (мощность ), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или ) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. …

Соответственно, из приведенного выше абзаца следует:

— право получить скидку льготы на оплату электроэнергии в домах с электроплитой (электроотоплениим ) можно получить лишь в том случае, если дом располагается в пределах городского населенного пункта

— для жителей сельской местности льгота на оплату электроэнергии так же предусмотрена, но она представляется вне зависимости о того, есть в доме электроплита или нет. И если собственник уже платит за электроэнергию по «сельскому » тарифу, то дополнительных льгот в связи с наличием электроплиты ему не полагается

— чтобы получить льготу, помещение должно быть оборудовано электроплитой (электрическим отоплением) в «установленном порядке». Иными словами, просто поставить электроплиту недостаточно, надо ее официально оформить

— конкретный размер льготы по оплате электроэнергии жилом доме с электроплитой (электроотоплением ) устанавливается региональными властями в пределах 0% до 30%. В большинстве российских регионов случаев он составляет максимальные 30%.

Идем дальше… Для каждого региона тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются на каждый год отдельным решением специального местного органа власти (в разных регионах он может называться по разному: «комитет по ценам и тарифам», «региональная энергетическая комиссия» и т.п.). Так вот, стоит обратить внимание на то, каким образом выделены разные группы населения, для которых применяются разные виды тарифов.

Во-первых, это «население » в целом. Это как бы «базовая » группа, в нее по умолчанию попадают все бытовые потребители. И для нее действует самый высокий тариф, без каких-либо скидок и льгот.

Во-вторых, выделяется группа потребителей, проживающих в городских населенных пунктах, в домах, «оборудованных в установленном порядке электроплитами». Для этой группы тариф ниже. Как раз на тот самый льготный коэффициент (0 ,7 в большинстве российских регионов), о котором шла речь выше.

В-третьих, выделяется население, проживающее в сельских населенных пунктах. Для сельских жителей так же применяется скидка относительно «базовой » группы.

Как видим, во всей этой конструкции никак не упоминается наличие или отсутствие газа в частном доме. Логика совсем другая. Есть «базовая » группа. И два исключения из нее. Если потребитель по формальным признакам под эти «исключения » не подпадает, значит, тариф у него остается высоким, на уровне базового.

Иными словами, то, что дом (квартира ) не подключены к системе централизованного газоснабжения, отнюдь не означает, что электроэнергия этому дому (квартире ) должна поставляться по льготному тарифу. Нет такой «увязки ». И именно отсюда вытекает главная проблема – люди готовят на электрической плите, обогреваются электрическим отоплением, но если их дом не относится к числу, оборудованных электрическими приборами в «установленном порядке», то платить приходится за свет по тем же тарифам что собственникам домов с газом.

«Установленный порядок» оснащения частного дома электроплитой (электроотоплением )

Спрашивается, ну и что это за такой «установленный порядок»? Сейчас будем разбираться.

Но, сперва, еще раз уточним – все, что будет говориться ниже, относится к домам в пределах городских населенный пунктов. В городах и поселках городского типа получить скидку на электроэнергию для электроплиты и электроотопления можно. А вот в сельских населенных пунктах – нельзя. (Пишем для тех, кто первую главку статьи благополучно проскролил).

Так вот, проблема в том, что четкого и прямого определения, какой порядок считается «установленным » действующее законодательство не содержит.

Чаще всего документом, который регламентирует этот вопрос, называют «Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов». Ссылка — https://base.garant.ru/185292/. Документ этот старый. Инструкция была утверждена Минтопэнерго РФ 24.11.1992, зарегистрирована в Минюсте РФ 26.01.1993 № 127).

Тем не менее, в п.4.1 «Инструкции », говорится:

« … Разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.

Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт – Петербурга…»

Таким образом, получается, что разрешение на установку электроплиты нужно согласовывать у местных органов власти (в лице государственных региональных жилищных инспекций, если говорить о современных реалиях), а так же в тарифных органах (тех самых «региональных энергетических комиссиях», «комитета по ценам и тарифам» и проч)

Читайте также:  Тда 2050 печатная плата

При этом в Инструкции ничего не говорится о том, каким образом согласовывается для жилых домов вопрос использования электричества для отопления. Более того, в этом документе частные (индивидуальные ) жилые дома вообще не никак не упоминаются применительно к возможности установки электрических плит и отопления. Из этого (при желании) можно сделать, что таких возможностей и вовсе нет. И такой аргумент, как свидетельствует судебная практика, регулярно приводят энергосбытовые компании, не желающие переводить потребителя на льготный тариф.

Пунктом 1.6 Инструкции определено, что руководствоваться ею должны все потребители, применяющие электронагревательные приборы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. И формально она продолжает действовать.

Однако если говорить в целом, то «Инструкция » представляет собой безнадежно устаревший документ, абсолютно не соответствующий современным российским реалиям. В реальности его требования очень сложно применить к практической ситуации.

Стремясь закрыть пробел, в 2008 году существовавшая на тот момент Федеральная служба по тарифам (сейчас это ведомство ликвидировано) опубликовала сборник официальных разъяснений, в которых среди прочего было и про тариф для домов с электроплитами. Говорилось об этом следующее:

« … В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.

Как следует из вышеназванного постановления в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды), оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.

Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты ) органами Ростехнадзора…».

Иными словами, чтобы зафиксировать оборудование дома (квартиры ) электроплитой в «установленном порядке», согласно разъяснениям ФСТ, требуется:

— предоставить документы подтверждающие, что при подключении дома электросети были в курсе наличия плиты (т .е. должен быть проект электроснабжения, согласованный с сетями)

— предоставить согласование установки плиты от Ростехнадзора.

В 2015 году уже Минэнерго РФ выпустило разъяснения № 09-292 от 04.02.2015, в соответствии с которыми, документами, подтверждающими «установленный порядок» оснащения жилого дома электроплитой, являются:

— акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств.

— акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора,

То есть, как и в случае с разъяснениями ФСТ, предлагается предоставить документы от электросетей (в которых будет отражена наличие электроплиты), а так же разрешение от Ростехнадзора.

При этом очевидно, что часть этих требований к частным домовладениям (индивидуальным жилым домам) не применимо. В частности, для допуска в эксплуатацию электроустановок мощностью до 15 кВт (а это подавляющее большинство частных домов) проверка Ростехнадзора не требуется. Точно так же при подключении к электросетям мощности до 15 кВт не требуется и электропроект, в котором, если следовать логики приведенных выше разъяснений, должно быть отражено наличие электроплиты (электроотопления ).

Вот и получаются, что «разъяснения » больше запутывают, чем на самом деле разъясняют.

В итоге применительно к частным домам, судя по доступной судебной практике, используется законодательный акт, к электроплитам и электрическому отоплению имеющий отношение более чем опосредованное.

Речь идет о постановлении правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ссылка — https://base.garant.ru/70422296/.

Читайте также:  Как перешить старый тюль

Документ этот описывает расчеты за электрическую энергию в зависимости от объемов потребления. Минимальный объем, в пределах той самой «социальной нормы», потребитель оплачивает по меньшему тарифу. Остальное потребление – по более высокой цене. Модель эта внедрена в более чем десятке российских регионов, на остальные пока ее распространять не планируется.

Здесь важно то, что объем «социальной нормы» для разных типов «благоустройства » жилых домов будет разным. В частности, для частных домов с электроплитами и электрическим отоплением он выше, чем для домов «с газом». И тут возникает все та же проблема: для каких домов можно применить повышенную «норму », а для каких – нет?

Соответственно, в постановлении есть п. 34, где все это описывается:

« …Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или ) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии — в соответствии с проектной документацией …

… Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства ) на соответствующую стационарную электроплиту. …

… Наличие электроотопительных и (или ) электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или ) горячего водоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или ) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или ) перепланировки жилого помещения. …»

Иными словами, выходит, чтобы плиту признали подключенной в «установленном порядке», необходимы:

— технический паспорт (технический план) на жилой дом (где указано наличие электроплиты),

— технический паспорт на плиту,

— заявление от потребителя.

А чтобы «установленный порядок» признали за системой электроотопления, необходимо еще и подтверждение от жилищной инспекции (как органа местной власти, уполномоченного за согласование переустройств и перепланировок жилых помещений).

Казалось бы, наступает ясность. Однако, еще раз уточним, прописаны эти условия для случаев, когда речь идет о расчетах за электроэнергию с применением социальной нормы потребления. Относится ли ко всем остальным? На этот вопрос официального ответа нет.

Хотя, повторимся, суды, судя по практике, в настоящее время принимают в качестве аргумент в спорах по делам о тарифе для населения в домах с электроплитами ссылку на п. 34 постановления №614 «О порядке установления и применения социальной нормы».

Получение льготного тарифа для домов в электроплитами: региональная специфика

Как видно, критерии того, что является «установленным » порядком оборудования домов электроплитам, а что – нет, сформулированы крайне размыто. Соответственно, практика применения к частным домам льготного тарифа на электроэнергию в различных регионах заметно отличается.

Где-то достаточно справки от газоснабжающей организации о том, что дом не является газифицированным, паспорта электроплиты и акта о ее установки от компании – установщика.

Насколько можно понять, так обстоит дело в Московской области. Обращаться по этому вопросу нужно в МосОблЕИРЦ. Прецеденты удачного для потребителя исходя – известны. Однако официальных разъяснений, детально регламентирующих процесс, автору не встречалось. Их нет ни на сайте «Мосэнергосбыта », ни МосОблЕИРЦа.

Однако есть, например, вот такое решение Истринского городского суда, который поддержал собственника частного дома, оборудованного электроплитой в его требованиях получить льготный тариф на электроэнергию. Суду оказалось достаточно двух документов:

— договора на установку электрической варочной панели и электрического духового шкафа, подписанного потребителем и индивидуальным предпринимателем – установщиком,

— а так же технического паспорта на дом, где было указано, что он (дом ) оборудован панелью и духовкой.

И это при том, что в дом истца был проведен газ, который использовался для отопления.

В других регионах список необходимых документов больше. Например, в Республике Коми, как следует из официальных разъяснений региональной службы по тарифам, требуется следующее:

— справка БТИ об оборудовании индивидуального жилого дома (ИЖД ) стационарной электроплитой и (или ) электроотопительной установкой (при оборудовании только электроотопительной установкой взамен справки БТИ может быть предоставлен акт монтажа, составленный с организацией, осуществляющей монтаж),

— актуальные технические условия на дом, выданные сетевой организацией с указанием актуальной максимально разрешенной электрической мощности (взамен тех. условий может быть предоставлен актуальный акт разграничения балансовой принадлежности или акт о технологическом присоединении электроустановок потребителя);

— справка об отсутствии газа с указанием конкретного адреса дома,

— техническая документация (техпаспорт ) на стационарную электроплиту и (или ) электроотопительную установку.

В Калининградской области местный поставщик электроэнергии «Янтарьэнергосбыт » для перевода потребителя на тариф для домов с электроплитами требует следующие документы:

— справка об отсутствии в жилом помещении газа (выдает газоснабжающая организация);

— разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой электроплиты (выдает сетевая организация);

— технические условия подключения электроплиты (выдает сетевая организация);

Читайте также:  Как сделать сломанный планшет

— проектная документация согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

— разрешение на допуск электроплиты в эксплуатацию (выдается Ростехнадзором после выполнения технических условий);

— копия технического паспорта на жилой дом (в котором отражено наличие электроплиты/электротопления), выдает Бюро Технической Инвентаризации.

В общем, практика в разных регионах разная. Законодательство, как мы выяснили, тоже четких ответов не дает. Ну и какой можно в связи с этим дать совет?

Он прост: напишите заявление в ваш энергосбыт, узнайте, какие им нужны документы, чтобы перевести вас на тариф для домов с электроплитами. И уже получив эти сведения, двигайтесь дальше.

Углубиться в тему (чтобы понять, не отделался ли от вас энергосбыт отпиской?) можно, изучив результаты рассмотрения судебных дел, где собственники городских частных домов с электроплитами добивались установления льготного тарифа на электроэнергию. Их достаточно много, вот ссылки на некоторые из них:

И небольшая просьба – пишите о своем опыте получения льготного тарифа в комментариях ниже. Это поможет тем, кто пойдет по этому пути после вас.

Для белорусов, которые живут в частных домах и обогревают жилье электричеством, ввели новый тариф. Так, с 1 июля они смогут оплачивать все потребленные кВт∙часы — как на обогрев, так и на все остальные нужды — по 0,0761 рубля. При этом не нужно будет устанавливать специальный отдельный счетчик отопления. Ранее этим тарифом могли пользоваться только те, кто проживает в многоквартирных жилых домах.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Что изменилось для владельцев частных жилых домов

До изменений владельцы частных домов, как и те, кто проживает в многоквартирных жилых домах, могли установить дополнительный специальный счетчик, который считал бы потраченную электроэнергию на отопление по тарифу 0,0335 рубля за 1 кВт·ч. Остальная потребленная электроэнергия, в том числе на приготовление еды, стирку, освещение дома, считалась по второму основному счетчику и оплачивалась по одному из существующих тарифов — по объему или времени потребления.

При этом те, кто проживает в многоквартирных жилых домах и отапливает помещения электричеством, могли не устанавливать специальный счетчик, а платить за всю потребленную электроэнергию по специальному тарифу — 0,0761 рубля за 1 кВт·ч. С 1 июля такую возможность предоставили и владельцам частных жилых домов. При условии, что дом не оборудован системами централизованного тепло- и газоснабжения.

Почему не все владельцы частных домов смогут пользоваться новым тарифом?

Но перейти на новый тариф смогут не все белорусы, которые живут в частных домах. Как поясняют в МАРТ, сделать это можно при наличии технической возможности.

Проблема в том, что в некоторых населенных пунктах распределительные электрические сети внешнего электроснабжения имеют ограниченный резерв пропускной способности. Без их полной реконструкции невозможно значительно увеличивать электрическую нагрузку жилых домов или квартир, поясняли раньше в Минэнерго.

«Пропускная способность распределительных электрических сетей внешнего электроснабжения в таких населенных пунктах (1960−90 годов застройки) рассчитывалась исходя из строительных норм, которые предусматривали расчетную электрическую нагрузку индивидуального жилого дома не повышенной комфортности на уровне не более 3,5 кВт, расчетная электрическая нагрузка индивидуального жилого дома повышенной комфортности (коттеджа) предполагалась на уровне не более 11,5 кВт», — отмечали ранее в ведомстве.

Чтобы увеличить электрическую нагрузку индивидуальных жилых домов, зачастую требуется строительство дополнительных линий и трансформаторных подстанций. А в густо застроенных населенных пунктах зачастую это проблематично, добавляют в ведомстве.

Напомним, в Беларуси с 1 июля для населения ввели новый дифференцированный тариф на электричество по трем временным периодам. Так, ночью энергия будет стоить дешевле, чем днем или вечером.

Тарифы на электроэнергию для населения на первое полугодие 2019 года будут скорректированы на 1,7 процента, как предписывает федеральное законодательство. Рост вызван увеличением налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов.

Во второй половине 2019 года рост тарифов будет ниже, чем порог, установленный федеральным центром – среднее повышение составит около 4 процентов.

Так, одноставочный тариф в домах с газовыми плитами повысится с нынешних 5,38 руб./кВтч до 5,47 руб./кВтч. Для одноставочного тарифа в домах с электроплитами установлено повышение с января на 7 копеек (до 4,37 руб./кВтч) и с июля на 28 копеек (до 4,65 руб./кВтч).

Если говорить про тарифы, дифференцированные по зонам суток (дневная, полупиковая, ночная), они в среднем увеличатся от 0,5 процента (для газовых плит) до 6,7 процента (для электроплит). Подробнее информация представлена в инфографике.

Отдельно стоит отметить, что начиная с июля 2019 года для всех жителей Москвы вводится единое тарифное меню. При этом по-прежнему сохраняется понижающий коэффициент 0,7 при установлении тарифов для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

Справочно.

Тарифы для населения, дифференцированные по зонам суток, с июля 2019 года:

в домах с газовыми плитами

в домах с электроплитами

а) тарифы, дифференцированные по двум зонам суток

а) тарифы, дифференцированные по двум зонам суток

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector