Укв антенны морского диапазона

Укв антенны морского диапазона

Морские и речные судовые УКВ-антенны

УКВ антенна – это элемент оборудования радиосвязи, работающего в диапазоне ультракоротких волн, преобразующий энергию распространяющихся в пространстве электромагнитных волн в электрические токи и наоборот, что соответствует приему и передаче радиосигнала. Антенны характеризуются комплексом параметров, определяющими из которых являются диаграмма направленности и коэффициент усиления. Диаграмма направленности УКВ антенны представляет собой графическую зависимость коэффициента усиления от направления излучения. Однако сама по себе антенна ничего не усиливает, а коэффициент усиления рассчитывается относительно мощности эталонной антенны.

Судовая УКВ антенна

В судовой отрасли для радиосвязи используется диапазон ультракоротких волн (УКВ), в большей степени подходящий для решения задач обмена информацией между судами или судами и берегом. Для морской радиосвязи выделены частоты от 156 до 162 МГц внутри диапазона VHF, в речной радиосвязи – частоты от 300 до 337 МГц, соответствующие диапазону UHF. Оба диапазона являются частью спектра УКВ, поэтому вне зависимости от назначения – морского или речного – антенны судовой радиосвязи принято называть УКВ антеннами.

Особенности судовых УКВ антенн состоят в том, что это преимущественно вертикальные антенны, располагаемые на мачтах, следовательно, все они имеют вертикальную поляризацию и равномерную диаграмму направленности, поскольку в море не существует выделенного направления распространения сигналов.

Морская УКВ антенна

Свойство распространения ультракоротких волн позволяет достичь дальности связи в открытом море до 50 миль при условии расположения УКВ антенны выше четырех метров от ватерлинии судна. Это дает возможность быстро получить помощь от соседних судов или береговых служб в случае бедствия, а с другой, не ставит помехи другим судам, находящимся на еще большем удалении, благодаря чему они общаются между собой на одних и тех же каналах. В условиях Мирового океана и активного судоходства, одновременно нуждающихся в постоянной связи, УКВ-диапазон представляется наиболее подходящим для беспрепятственного общения в районе условной прямой видимости.

Вместе с тем, располагая УКВ антенну как можно выше и, казалось бы, увеличивая дальность связи, можно, напротив, снизить коэффициент полезного действия УКВ антенны за счет приема большего количества помех. Это сильно почувствуется, если за горизонтом вблизи резонансной частоты УКВ антенны работает мощный передатчик, полностью забивающий эфир. Если фильтровать собранные антенной "мусорные" сигналы, то вместе с ним есть все шансы отфильтровать и полезный сигнал, поэтому при поиске приемлемой высоты УКВ антенны рекомендуется придерживаться меры.

Также для улучшения характеристик приема и передачи УКВ сигналов есть вариант подогнать УКВ антенну под работу только на одной частоте. Такой путь также ведет к снижению общей производительности, поскольку антенная установка должна обеспечивать полноценную приемопередачу во всем используемом частотном диапазоне.

Речная УКВ антенна

В отношении речной радиосвязи верны примерно все те же соображения, с той разницей, что в условиях рек используются радиоволны большей частоты, а значит с меньшей длиной волны, способные огибать характерные для рек препятствия, такие как береговые скалы, лесные зоны, элементы береговой инфраструктуры и т.п.

Таким образом, чтобы судовая связь соответствовала ожиданиям, и в случае моря, и в случае реки необходимо использовать оборудование от надежных мировых и отечественных производителей. УКВ антенны в зависимости от поднадзорности должны поставляться вместе с сертификатом либо Морского, либо Речного Регистра. Такие изделия отличаются строгим и даже аскетичным внешним видом, однако, несмотря на кажущуюся простоту, смысл качественной УКВ антенны заключен в том, как она настроена на требуемые частоты. Только производитель с серьезным опытом в состоянии поставить на рынок оборудование, конкурентоспособность которого устоит в течение длительных проверок временем.

УКВ антенны в «Маринэк»

Судовое оборудование, представленное на страницах каталога Интернет-магазина «Маринэк», имеет конкурентное преимущество по сравнению с бесконечным перечнем устройств и систем, обращающимся на мировом рынке. Тщательный отбор оборудования среди предложений рынка благодаря постоянной практике комплексного оснащения судов, включая монтаж, пусконаладку и техническое обслуживание, позволяет инженерам «Маринэк» предлагать наиболее рациональное и востребованное судовое оборудование, в том числе оборудование радиосвязи и УКВ антенны, цель которого – безотказная работа в течение максимального времени с наибольшей выгодой для пользователя.

«Маринэк» предлагает морские антенны следующих производителей:

  • Sirio
  • Samyung
  • Glomex
  • Shakespeare
  • NavCom
  • Lowrance
  • AC Marine
  • SCOUT
  • ТехПрибор
  • Радиал

Чтобы судовая радиосвязь не вызывала вопросов, менеджеры «Маринэк» проконсультируют и подберут оборудование исходя из требований заказчика и собственного опыта. Обратившись в «Маринэк», вы последовательно закроете вопросы оснащения судна с наибольшей выгодой для себя.

Цены на сайте могут быть изменены без предварительного уведомления в связи c колебанием курса валют.
Уточняйте актуальные цены перед оформлением заказа.

Читайте также:  Фигуры из бревен своими руками

Shakespeare 390

Диапазон частот (HF): 2-30 МГц
Мощность 1000 Вт
Длина: 7000 мм, (в тубусе: 4300 мм)

Shakespeare 390-1

Диапазон частот (HF): 2-30 МГц
Мощность 1000 Вт
Длина: 7000 мм, (в тубусе: 4300 мм)

Shakespeare 393

Диапазон частот (HF): 2-30 МГц
Мощность 1000 Вт
Длина: 7000 мм, (в тубусе: 2600 мм)

Shakespeare 420

Диапазон частот (VHF): 156-163 МГц
Мощность 50 Вт
Усиление 3 dB

Shakespeare 5206-C

Диапазон частот (VHF): 156-163 МГц
Мощность 50 Вт
Усиление 6 dB

Shakespeare 5215

Диапазон частот (VHF): 156-163 МГц
Мощность 50 Вт
Усиление 3 dB

Shakespeare 5228

Диаметр 5 — 2,5 см

Shakespeare 5911

Диапазон частот (VHF): 156-163 МГц
Мощность 25 Вт
Усиление 0 dB

Морские антенны для судовых радиостанций от Shakespeare-Marine

Корпорация Shakespeare — является ведущей мировой морской антенной компанией. Аксессуары, судовые антенны Shakespeare для яхт и катеров имеют репутацию превосходного качества, производительности и долговечности и пользуются популярностью во всем мире.

Сегодня Shakespeare® — это глобальный бренд, выпускающий морские антенны высокого качества и долговечности. С производственными и распределительными центрами в Азии, Северной Америке и Европе компания может предложить отличный сервис для клиентов по всему миру. Среди клиентов компании есть как военные, так и гражданские потребители во всем мире. Тесное сотрудничеству с военно-морским флотом и береговой охраной США продолжается с 1952 года. Произведенные по эксклюзивной технологии, стеклопластиковые антенны не боятся влаги, защищены от коррозии полиуретановым покрытием, что гарантирует не только высокую прочность, но и многолетнюю бесперебойную работу.

Подход компании к удовлетворению потребностей клиентов выходит далеко за рамки дизайна антенны и технологий материалов. Shakespeare производит широчайшую линейку морского оборудования и аксессуаров для катеров и яхт с непревзойденным соотношением цена-качество.

Штаб-квартира Shakespeare-Marine находится в г. Колумбия, Южная Каролина (США). Фирма Сайком является дистрибьютором Shakespeare с 1999 года.

Бывают случаи, когда на борту небольших морских судов не игнорируется и воспринимается как нечто само собой разумеющееся только компас, а радиостанции оцениваются как нечто избыточное. И это понятно, неправильно конечно, но понятно, поскольку этот взгляд обусловлен недостаточной информированностью о возможностях и функциях морской радиосвязи. Большинство из прогулочных судов и яхт бороздят знакомые воды, совсем недалеко от дома, и они там, чтобы насладится хорошей погодой, а не бороться со штормом, а УКВ радиостанция, установленная на приборной панели, и приобретенная вместе с лодкой, почти не используется.

Доводы «за» использование современной радиостанции куда более весомы. Прежде всего это возможность, которая может быть не использована ни разу за всю жизнь, но которая при неблагоприятном стечении обстоятельств может эту самую жизнь спасти – имеется в виду, естественно, возможность послать сигнал бедствия. Нельзя уберечься от случайностей. Не стоит сбрасывать со счета и вероятность принять чужой сигнал SOS (или, в речевом режиме, «mayday») и поучаствовать в спасении чьих-то жизней. Безопасность плавания может также существенно зависеть от знания прогнозов погоды и своевременного получения предупреждений о шторме и других опасностях, для чего тоже нужно радиостанция.

Возможно, не каждый контейнеровоз станет согласовывать с вами действия, если ваши пути пересекутся – на морских просторах не делается акцент на радио-переговоры при расхождении и обгоне судов, как на внутренних водных путях (ВВП) – но и в этом случае, особенно в районах, где движение судов регулируется специальными диспетчерскими службами, радиосвязь необходима. Для примера процитируем кое-что из Правил плавания в зоне ответственности Службы Управления Движением Судов (СУДС), касающееся маломерных судов, следующих проливом Бьерке-Зунд через акваторию порта Приморск.

«Для прохождения через акваторию порта Приморск маломерные суда (яхты) должны связаться с СУДС порта Приморск на траверзе мыса Пологий (при следовании с севера) и маяка Стирсудден (при следовании с юга) на 68 основном и 13 резервном канале УКВ (позывной «Приморск-Трафик»). При плавании в зоне действия СУДС все суда должны нести радиовахту на УКВ, канал 68.

Обязательными для исполнения являются указания СУДС, касающиеся:

  1. очередности движения;
  2. маршрута;
  3. скорости;
  4. места якорной стоянки;
  5. запрещения движения;
  6. открытия радиовахты на указанных частотах (каналах);
  7. передачи сведений о предполагаемых или выполняемых маневрах и действиях.

Судно, не отвечающее на вызовы лоцмана-оператора СУДС, считается аварийным, и к нему могут быть приняты меры по оказанию помощи без согласия капитана с отнесением расходов на счет судовладельца».

Капитанам маломерных судов, нарушающим вышеуказанные правила, проход проливом Бьерке-Зунд запрещен. А не подчиняющимся и оказывающим сопротивление вполне реально поучаствовать в мероприятии под названием «контртеррористическая операция», и далеко не в качестве зрителя. В той же степени радиосвязь необходима для плавания в приграничных районах, где радиомолчание в ответ на запрос «Вышки» или «Лебедя» может обернуться для вас как минимум большой потерей времени и нервов в результате перехвата и задержания.

Читайте также:  Как определить доломитовую муку

И, наконец, радио успешно позволяет согласовывать ваши действия с другими участниками совместных морских походов. Все это должно развеять сомнения в необходимости иметь на борту радиостанцию.

Чем же отличается «морская» УКВ радиосвязь от «речной»? Прежде всего, используемыми частотами. Морские радиостанции сегодня работают в диапазоне 156–174 МГц, а не 300.025-300.500 МГц и 336.025-336.500 МГц, как российские «речные». В отличие от нашей национальной речной связи правила и оснащение международной морской УКВ связи реализовывали интересы всех стран, так как этот диапазон с 1959 г. является во всем мире единым и для морского флота, и для судов и служб на внутренних водных путях.

Диапазон УКВ 156–162 МГц, выделенный Международным союзом электросвязи для морской подвижной службы (МПС), в настоящее время расширен до 156–174 МГц. Причем он насчитывает уже порядка 200 рабочих каналов, а этом «разнос» между соседними каналами уменьшен с 50 до 12.5 кГц.

Когда вы приобретаете УКВ радиостанцию, все необходимые частоты уже запрограммированы в номера каналов, и вам следует только выбрать подходящий. В общем случае стационарная судовая радиостанция имеет 55 международных каналов, но некоторые станции позволяют настраиваться также на национальные каналы (например, США или Канады) и программировать несколько каналов с назначением «частный» («private channel»), что удобно, например, при плавании группой. В таких станциях число каналов доходит до сотни. А вот в носимых радиостанциях каналов может быть гораздо меньше, но любая рация, предназначенная для работы на морских судах, должна иметь 16-й канал.

Некоторые каналы УКВ используются только для одной цели. Это прежде всего аналог пятого «речного» канала – 16-й (156.8 МГц), основной международный канал безопасности и бедствия, вызывной и дежурный. На всех морских судах на ходу, а часто и в порту, если того требуют правила, УКВ радиостанция включена на прослушивание 16 канала. На 16-м производится голосовой вызов на связь, который должен занимать минимум времени и содержать только обмен информацией для идентификации сторон и согласование номера рабочего канала для дальнейшей связи – затем следует перейти на рабочий канал или на любой свободный канал.

Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связь по вопросам безопасности. Вообще, стоит заранее поинтересоваться частотами и позывными радиостанций, которые могут быть вам полезны и, при необходимости установить связь, вызов делать на присвоенном им рабочем УКВ канале. Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено. Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания.

В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации, и вы не создадите кому-либо помех.

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только с мощностью передатчика, не превышающей 1 Вт.

Еще следует отметить, что последние модели бортовых УКВ радиостанций предоставляют шкиперам широкий спектр возможностей. Морские радиостанции Garmin, Icom, Standard Horizon, Raymarine и других компаний теперь включают такую функцию, как Цифровой Избирательный Вызов (Digital Selective Calling – DSC). При реализации ЦИВ каждой радиостанции присваивается собственный уникальный девятизначный идентификационный номер (Maritime Mobile Service Identity – MMSI), и для передачи и приема цифровых сообщений используется канал 70. УКВ-радиостанции, оснащенные функцией ЦИВ, созданной в рамках Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии – ГМССБ (GMDSS), могут отправлять и получать цифровые сообщения о чрезвычайной ситуации, частные вызовы и общие вызовы, а также выделять необходимые вызовы с использованием идентификационных номеров морской подвижной службы. Возможности DSC значительно увеличивают шансы быстрого спасения в критических ситуациях.

Читайте также:  Состав раствора для свай

Для установления связи на рабочем канале с конкретным судном, MMSI которого вам известен, его можно вызвать без использования 16-го канала. При наличии DSC вы набираете номер судна, затем указываете рабочий канал для последующей телефонной связи, посылаете вызов на 70-м канале, и, как только получаете подтверждение вызова, ваша станция перестраивается на выбранный рабочий канал. Список номеров MMSI береговых и судовых станций можно найти в международном ежегоднике «Справочник ITU (Международный союз электросвязи)» и других справочниках.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи. Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться.

Сообщение о бедствии поступает на 16-й канал. Важным достоинством ГМССБ является высокая степень автоматизации передачи и приема сообщений. Судовая радиостанция с DSC имеет кнопку, обычно красную и снабженную защитой от случайного нажатия, с надписью «Distress» («Бедствие») или «SOS», в зависимости от модели радиостанции. При нажатии этой кнопки автоматически передается оповещение о бедствии заранее запрограммированного формата с указанием MMSI вашего судна, времени и даты передачи сигнала, характера бедствия. Если к радиостанции подключен приемник GPS или ГЛОНАСС, также автоматически будут переданы координаты судна на момент подачи сигнала. Если нет возможности подключить спутниковый приёмо-индикатор, то текущие координаты можно вводить вручную, но при этом следует, как можно более регулярно их обновлять. Информация о характере бедствия, если позволяет ситуация, вводится в текст сообщения.

Дистанция уверенного приема-передачи сигнала морских бортовых и портативных радиостанций зависит от многих факторов, таких как выходная мощность, эффективность антенны и условий распространения УКВ радиоволн. Рассмотрим некоторые из них.

Реальная мощность радиостанции в ваттах на выходе важна, но это далеко не самый главный фактор, влияющий на дальность связи. Удвоение мощности отнюдь не означает удвоение дистанции, на которой ваш сигнал будет услышан. Большее влияние на дальность распространения радиосигнала оказывает эффективность антенны радиостанции и состояние атмосферы. Если вы поместите две портативные радиостанции на уровне поверхности моря, и будете связываться на режиме низкой мощности (обычно 1 Ватт), то наверняка не сможете обеспечить надежную связь на дистанции больше 1 – 1,5 миль. В режиме мощности 5 Ватт вы, может быть, лишь совсем немного увеличите радиус действия, но, подняв обе радиостанции на высоту берегового утеса, то получите огромное увеличение дистанции надежной связи.

Статистика подтверждает следующую формулу для определения радиуса связи в нормальных атмосферных условиях: дальность связи = 2.25*√h, где h – высота антенны над уровнем моря в метрах, а результат получите в морских милях. Таким образом, если вы на борту яхты с антенной радиостанции в 2 метрах от поверхности воды, то можете ожидать уверенной связи на дистанции до 4 миль.

Поскольку УКВ радиоволны распространяются прямолинейно, то теоретически никакое количество мощности радиостанции не может увеличить эту дистанцию, так как если антенны двух радиостанций не “видят” друг друга, то они также не могут слышать друг друга. Но эффективность 25-ваттной бортовой радиостанции реализуется в плохих условиях атмосферы, когда мощный ее сигнал «пробивает» себе путь сквозь дождь, туман или морось, которые заметно “гасят” УКВ радиоволны.

Увеличение дальности связи портативных радиостанций может быть достигнуто использованием яхтенных УКВ антенн на топе мачты. Соединив основной антенный кабель и ручную УКВ радиостанцию при помощи переходного шнура, вы получите компактный и действенный инструмент радиосвязи.

В заключение хочу отметить, что участники радиообмена на морском УКВ диапазоне должны получить лицензию судовой радиостанции (Ship Station Licence). Лицензия оформляется в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации и Регламентом радиосвязи, приложенным к Международной конвенции электросвязи. Все радиооборудование, внесенное в лицензию, разрешено для установки и использования на судне. Необходимость иметь на борту судна под российским флагом лицензию на судовую радиостанцию диктуется требованиями п. 10 ст. 25 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» и п. 9 ст. 14 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Используемые при написании материалы:
Евгений Курганов. “Морская радиосвязь”. Журнал “Катера и Яхты” апрель-май 2011 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector