Установка общих приборов учета

Установка общих приборов учета

Как жильцы без счетчиков переплачивают за тепло

Оплата за тепло в домах, где не установлен общедомовой счетчик тепла, происходит не за количество тепла, которое используется, а по проектным (расчетным) данным.

В проектные данные, как правило, закладывается максимальное потребление тепла на тот или иной дом.

Фактический расход тепла практически всегда ниже проектного (максимального) потребления.

Единственное исключение — очень старые и аварийные дома с изношенными коммуникациями, дома с тонкими стенами и без утеплителя.

Таким образом, жильцы, которые живут в домах без общедомовых счетчиков, платят по максимуму.

Из нашей практики, фактическое потребление тепла примерно в 2 — 2,5 раза ниже проектного.

Переплачивать в 2 раза за тепло, это много.

Но, это еще не все.

В сетях, по которым в ваш дом поступает тепло, возникают разного рода потери.

Нормативные потери

Часть потерь тепла является запланированными (нормативными) потерями.

Тепло, которое путешествует по длинным трубопроводам, к вашему дому, так или иначе, немого охлаждается.

Это и есть нормативные – «нормальные» потери тепла.

За эти потери платят все — жильцы домов с общедомовыми счетчиками и без них.

Вторая часть потерь тепла — не нормативная (не запланированная).

Ненормативные потери

Ненормативные потери, как правило, возникают по вине теплоснабжающей организации.

Причина ненормативных потерь:

  • изношенная или отсутствующая теплоизоляция труб,
  • прорывы труб,
  • износ,
  • устаревшее оборудование,
  • сбои,
  • отсутствие наладки сетей и

другие «косяки» теплоснабжающих организаций.

Теплоснабжающие организации не могут точно отследить причины, место и количество потерь в сетях.

Поэтому, все ненормативные потери тепла перекладывают на жильцов домов без общедомовых счетчиков.

Еще одна проблема, которая возникает в домах без общедомовых счетчиков тепла — качество теплоносителя.

Жильцы домов без общедомовых счетчиков платят за тепло высокого качества, а могут получать тепло более низкого качества.

Если, например, температура теплоносителя ниже обусловленной в договоре, доказать это без счетчика невозможно, поэтому придется оплатить все по полной.

Если в доме установлен общедомовой счетчик тепла, жильцы могут потребовать перерасчета платы за тепло с температурой ниже обусловленной в договоре.

Жильцы в домах без общедомовых счетчиков переплачивают по трем причинам:

  • Оплата за тепло происходит по проектным (максимальным) показателям потребления, которые, как правило, в 2 раза выше фактических.
  • Оплата за ненормативные потери, которые возникают в сетях, как правило перекладывается на дома без общедомовых счетчиков.
  • Дома без счетчиков оплачивают за качество тепла по договору, а по факту могут получать тепло с более низкой температурой. Без счетчика эту переплату возместить нельзя.

Стоимость установки общедомового счетчика тепла

Стоимость установки общедомового счетчика около 180 — 250 тысяч рублей.

Вот каким образом складывается эта стоимость:

  • Разработка и согласование проекта — 50 тысяч рублей
  • Теплосчетчик – 60 тысяч рублей
  • Расходомеры, датчики – 40 тысяч рублей
  • Вспомогательные материалы – 10 тысяч рублей
  • Монтаж – 80 тысяч рублей
  • Сдача в эксплуатацию — 10 тысяч рублей

Планируя установку счетчика тепла необходимо учесть все расходы: проект, оборудование, материалы, монтаж, ремонт, реконструкцию объекта.

Чем выше потребление тепла (расчетная тепловая нагрузка), тем выше затраты на установку общедомового счетчика.

Вместе с тем, чем больше дом, тем меньше стоимость на один квадратный метр жилой площади или на одну квартиру.

Например, стоимость установки общедомового счетчика тепла на небольшой дом (20 квартир) — 200 тысяч рублей.

Соответственно, стоимость на одну квартиру — 10 тысяч рублей.

Стоимость установки счетчика тепла на большой дом (50 квартир) — 300 тысяч рублей.

А на одну квартиру — 6 тысяч рублей.

Отсюда следует — чем больше размер дома, тем выгодней устанавливать общедомовой счетчика тепла и тем быстрей он окупится.

Таким образом, мы плавно переходим к следующей важной теме — кто должен оплачивать установку общедомового счетчика?

Все требования касательно счетчиков установлены в ФЗ №261 об энергосбережении, поэтому, давайте посмотрим на основные разделы этого закона.

Кто должен оплатить установку общедомовых счетчиков

В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» — жильцы (собственники квартир и помещений) должны оплачивать установку общедомового счетчика тепла.

Общедомовой счетчик тепла необходимо было установить до средины 2012 года.

Вот выдержка из ФЗ №261. Статья 13. Часть 5.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.

ФЗ №261. Статья 13. Часть 6.

До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если счетчик не установлен, то теплоснабжающая организация может самостоятельно установить общедомовой счетчик тепла и включить расходы на установку в счета за оплату теплоснабжения.

Решение, об установке общедомового счетчика тепла, должно быть принято на общем собрании собственников жилья.

Кто обязан устанавливать общедомовые счетчики

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 4 собственники зданий, домов, квартир должны были установить общедомовые счетчики до начала 2011 года.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 3 требование установить счетчики тепла также касается всех государственных организаций.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На каких объектах на надо устанавливать общедомовой счетчик тепла

В ФЗ №261. Статья 13. Раздел 1 можно узнать на каких объектах не надо устанавливать счетчики:

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.

Энергосервисный контракт как способ не платить за установку счетчика

Общедомовой счетчик тепла можно установить бесплатно.

Читайте также:  Подключение газовой плиты к баллону на даче

Вот как это работает.

Энергосервисная компания заключает контракт с ТСЖ или УК, устанавливает общедомовой счетчик тепла за свой счет и передает его в лизинг собственникам дома.

Собственники оплачивает тепловою энергию по счетчику + 80% экономии, которую удалось получить после установки счетчика.

Таким образом, жильцам дома не надо искать сумму на установку счетчика.

Установку оплачивает энергосервисная компания.

Экономия, которая получается после установки общедомового счетчика, делится между собственниками многоквартирного дома и энергосервисной компанией.

После того, как энергосервисная компания вернула сумму начальной инвестиции с небольшой прибылью, счетчик переходит в собственность жильцов.

Вся экономия идет в карман собственников дома.

Давайте посмотрим на пример.

Расходы на оплату тепла до установки общедомового счетчика составляли 500 тысяч рублей.

Расходы на тепло после установки счетчика составляют 450 тысяч рублей.

Экономия 50 тысяч рублей в месяц.

Энергосервисная компания забирает 80% суммы экономии на покрытие расходов установки счетчика — 40 тысяч рублей.

Начальная инвестиция — 300 тысяч рублей

Запланированная прибыль энергосервисной компании — 100 тысяч рублей

Итого, энергосервисная компания должна получить 400 тысяч рублей.

400 тысяч / 40 тысяч = 10 месяцев

10 месяцев необходимо для того, чтобы полностью окупить установку общедомового счетчика.

После того, как расходы на установку счетчика покрыты (в нашем примере 10 месяцев), счетчик переходит в собственность жильцов многоквартирного дома.

Собственники начинают получать полную сумму экономии, которая возникла от установки общедомового счетчика тепла (в нашем примере 40 тысяч рублей в месяц).

Таким образом, с помощью энергосервисного контракта, можно установить общедомовой счетчик тепла бесплатно, быстро окупить его установку и сократить затраты на оплату тепла.

Что необходимо знать перед установкой общедомового счетчика тепла

Перед тем как покупать и устанавливать общедомовой счетчик тепла, необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подходит.

Мы советуем обратить внимание на следующие характеристики счетчиков:

  • цена счетчика,
  • стоимость монтажа,
  • надежность,
  • простота обслуживания,
  • технические характеристики.

Существует 4 вида счетчиков тепла:

  • Механические счетчики
  • Ультразвуковые счетчики
  • Электромагнитные счетчики
  • Вихревые счетчики

Далее, мы кратно опишем основные плюсы и минусы всех типов счетчиков, а также посоветуем для каких зданий подходит тот или иной тип счетчика.

Механические счетчики тепла

Механический общедомовой счетчик тепла подойдет для небольшого дома с незначительным потреблением тепла.

Механические счетчики просты в обслуживании и неприхотливы к окружающей среде.

Это самый бюджетный вариант.

Механический счетчик подойдет для частного сектора или небольшого многоквартирного дома.

Вместе со счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей, железных частиц, окалины.

Если вода достаточно грязная, фильтр будет необходимо часто менять.

За этим надо следить.

Если фильтр засорится, напор горячей воды и тепла может сократиться в несколько раз.

Ультразвуковые теплосчетчики

Ультразвуковые счетчики можно устанавливать только в новых домах, с новыми системами и коммуникации.

Принцип работы ультразвукового счетчика основывается на прохождении ультразвукового сигнала через воду.

Вода должна быть без примесей и посторонних частиц.

Трубопроводы должны быть без отложений и ржавчины.

В иных условиях ультразвуковой счетчик будет работать не правильно, давать сбои и завышать потребление тепла.

В связи с высокой чувствительностью и плохим качеством воды в наших трубопроводах, ультразвуковые счетчики тепла выходят из строя чаще других.

Электромагнитный общедомовой счетчик тепла

Электромагнитные счетчики нуждаются в качественном обслуживании и монтаже,

Обслуживание и монтаж очень важны, так как принцип работы электромагнитного счетчика основывается на измерении малых токов, которые возникают при прохождении жидкости через магнитное поле.

Без продолжительного ухода, электромагнитный счетчик покрывается внутри налетом, что значительно искажает и завышает показатели потребления тепла.

Также, важно, чтобы вода была без железных примесей и частиц, иначе показатели электромагнитного счетчика могут быть искажены.

Несмотря на некоторые минусы, электромагнитный счетчик это один из лучших вариантов для зданий и многоквартирных домов с высоким потреблением тепла.

Вихревые счетчики тепловой энергии

Вихревые счетчики также достаточно популярны.

Для установки вихревого счетчика требуется прямой участок трубы.

Участок трубы может быть вертикальным или горизонтальным.

Принцип работы вихревого счетчика базируется на измерении вихрей, которые возникают после прохождении воды через препятствие.

Перед вихревым счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей.

После очистки воды, счетчик будет вести достаточно качественный и точный учет.

Вихревой общедомовой счетчик тепла чувствительный к грязи и примесям в воде, но менее чувствительный к железу.

Железные частицы на вихревой счетчик практически не влияют.

Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика

Перед покупкой, мы рекомендуем обратиться в компанию, которая специализируется на монтаже и обслуживании счетчиков.

Специалисты смогут лучше

  • оценить все технические требования вашего здания,
  • подобрать и порекомендовать оптимальный счетчик,
  • разработать проект, установить общедомовой счетчик тепла, а в будущем, возможно и обслуживать его.

Общедомовой счетчик тепла – другие полезные фишки

Современные счетчики также ведут учет расхода горячей воды.

У некоторых моделей есть очень полезная функции — при понижении температуры ниже 40 С, горячая вода учитывается как холодная.

Существуют счетчики с радиоинтерфейсом, что позволяет передавать данные на расстоянии.

Также, радиоинтерфейс позволяет следить за исправностью счетчика на расстоянии. и в случае возникновения неполадок оперативно их устранять.

Как установить общедомовой счетчик тепла и сократить затраты на отопление

Сам по себе счетчик тепло не экономит.

Он лишь правильно считает потребление тепла вашим домом.

Если у вас более-менее новый дом (не старше 15-20 лет) — поздравляем, сразу после установки общедомового счетчика тепла вы будите платить меньше.

Если дом не новый, счетчик не только не сократит ваши расходы, но и может увеличить ваше затраты на тепловую энергию.

Поэтому, мы рекомендуем:

  1. Провести энергетическое обследование здания и системы отопления,
  2. Устранить все проблемы и утечки, выявленные во время энергоаудита.
  3. Дополнительно утеплить здание.

Начинать необходимо с энергетического обследования.

Энергообследование поможет вам выявить все проблемы и утечки, и сфокусировать ваше внимание и финансы на их устранение.

После того, как самые острые проблемы устранены, стоит утеплить ваше здания.

Старые здания, особенно построенные в советское время, теряют очень много тепла.

В советское время никто не беспокоился об энергоэффективности.

Дешевых ресурсов было много.

Можно было отапливать улицу.

Сейчас газ, уголь и, как результат, тепловая энергия стоят дорого.

помогут вам значительно сократить потребление тепла.

Срок службы и поверка общедомовых счетчиков тепла

Срок службы счетчика тепла колеблется от 10 до 14 лет.

Читайте также:  Подделка для детей 6 лет

Межповерочный интервал — 4 года.

Мы рекомендуем регулярно проводить диагностику, обслуживание и поверку общедомового счетчика тепла.

Без регулярного техобслуживание и поверки, счетчик будет работать не корректно, данные могут быть искажены, как правило, в большую сторону, а вы будите переплачивать за тепло.

1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:

— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,

имеющих общую границу балансовой принадлежности.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

(Основание ПУЭ п.1.5.29).

4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

(Основание ПУЭ п.1.5.36).

5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.

Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры

(Основание ПУЭ п.7.1.64).

6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.

(Основание ПУЭ п.7.1.65).

7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.

(Основание ПУЭ п.7.1.66).

8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).

9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.

ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.

(Основание ПУЭ п.7.1.61).

10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.

(Основание ПУЭ п.7.1.62).

11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру

(Основание ПУЭ п.7.1.59).

12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).

При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.

(Основание ПУЭ п.7.1.63).

Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:

1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.

(Основание п. 63 ПП РФ №442).

2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).

Краткое содержание:

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

Читайте также:  Как сделать бомбочку из соли

Правовая инструкция 9111.ru расскажет о правилах установки общедомовых счетчиков, особенностях оплаты ЖКУ по ним и спорах, возникающих между жильцами и коммунальщиками.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь — с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. »).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. ») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС 15-912 по делу N А 14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика?

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Если общедомовой счетчик установлен, но не все квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии (Письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ?

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

  • споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33 АП-2233/2017);
  • споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015);
  • споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ
  • (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44 г-0029/2016);
  • споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф 02-6640/2016 по делу N А 69-196/2016);
  • споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector