Устройство кобылок на кровле

Устройство кобылок на кровле

Как известно, возведение крыши – это один из наиболее ответственных этапов строительства домов. Стропила скатной конструкции, выходящие за пределы стен более всего подвержены негативному воздействию атмосферы. Соответственно эти участки быстрее начинают разрушаться, ставя под удар надежность кровли. Вот почему карнизные вылеты крыши требуют особого внимания.

Подшивка кровельных карнизов – серьезный и достаточно ответственный процесс. От качества исполнения работ зависит не только внешний вид строения, но и его надежность. Чтобы получить простой, но функциональный короб, который предотвратит разрушительные последствия атмосферных осадков, есть разные способы.

Опытные мастера отдают предпочтение тому варианту подшивки, где используются кобылки на крыше. Он однозначно сложнее по своему конструкционному строению, зато он надежен и более долговечен. Суть его в создании короба, в котором нижняя плоскость расположена по горизонтали, что и дает подшивке определенные преимущества.

Что такое кобылка ↑

Согласно определению, кобылка – это кусок доски, посредством которого в процессе устройства кровельного свеса можно удлинить стропильную ногу, если длины самого стропила оказывается недостаточно.

Карнизный свес – обязательный элемент конструкции крыши, который защищает стены строения от намокания водой от осадков либо талого снега, стекающих с крыши.

Доски, из которых выполнены кобылки и стропильная нога, отличаются по ширине – величина первой меньше. Например, если стандартное сечение стропила равно 15 на 5 см, то размеры кобылки кровли составят 10 на 5 см. Что же касается расстояния от кобылки кровли до стены, то оно не может быть меньше 40-45 см. Для деревянных строений минимальное значение вылета карниза больше – 60 см.

Преимущества использования кобылок при устройстве карнизных свесов ↑

    Использование для их изготовления досок меньшего размера, чем при производстве стропил, дает существенную экономию на древесине. Соответственно меньший вес стропил облегчает их подъем и крепление к мауэрлату; Уменьшается нагрузка, оказываемая на конструкцию. Кобылки для крыши – более легкие, нежели стропильные ноги, поэтому требуют меньших усилий для вывода линии карнизного свеса. Деревянная конструктивный элемент может в процессе эксплуатации повредиться или начать гнить. В любом случае его можно с легкостью заменить, не разбирая всей кровли. Нельзя не отметить и возможность декоративного решения подшивки свеса. Использование резьбы при изготовлении кобылки (фото ниже) придаст строению неповторимость и оригинальность.

Каким критериям должны удовлетворять кобылки кровли ↑

    Для изготовления этого конструктивного элемента используют цельную древесину без существенных изъянов, которую перед монтажом рекомендуется покрывать антисептиками и грунтовкой. Такая обработка позволяет предупредить гниение и продлевает эксплуатационный срок данного элемента кровли. Они не только должны быть надежными, но и быть в состоянии выдерживать нагрузку. При этом не должны перегружать стропильные ноги. Параметры пиломатериала для кобылки: по ширине эти доски на несколько сантиметров меньше, нежели материал для стропил. По длине они должны быть больше длины свеса примерно на 50 см, которые необходимы для осуществления стыка со стропилами. Установку элементов выполняют согласно требованиям СНиП, чтобы обеспечить надежность кровли и долговечность постройки. Они должны вписываться в дизайн кровли, гармонировать с материалом покрытия.

Устройство карнизного свеса ↑

Как уже было отмечено подшив карнизного вылета крыши с использованием дополнительного горизонтального элемента, кобылки, более сложный и трудоемкий вариант. В общих чертах монтажные работы проходят следующим образом.

    В качестве конструктивного элемента используют доски с сечением в 100 или 150 на 30. Их можно заменить обрезками брусьев под стропила. При наращивании стропильных ног широкая плоскость элемента должна лечь горизонтально, то есть под прямым углом к поверхности стены. При этом обычно ориентируются на кирпичную кладку либо на показания строительного уровня. Следующим шагом на кобылки крепят подшивные доски. Учитывая вышесказанное, нижняя плоскость полученного короба расположится горизонтально. Остается отделать или украсить короб. Здесь уже нет готовых рецептов – все будет зависеть от стилистики дома, а также личных предпочтений хозяев. При устройстве карниза важно обратить внимание на то, что он не должен мешать кровле «дышать», то есть ничто не должно препятствовать попаданию и прохождению воздуха через подкарнизную часть в подкровельное пространство, а затем через покрытие кровли наружу. Это залог эффективной вентиляции, благодаря которой все элементы кровельной конструкции остаются сухими, и крыша служит значительно дольше.

Подшивные карнизы с использованием кобылок бывают разного вида. Разберем более детально устройство самого простого из них – обычного треугольного.

Монтаж проводят, следуя следующим несложным правилам.

    Стропила обрезают вровень с уровнем наружных стен, причем выносной карниз не должен при этом нависать над стеной. Для случаев, когда он все-таки свешивается на стык, образованный на месте соединения стен со стропилами, прибивается карнизная доска, по которой будет проходить водосток. Вынос карниза обеспечивают кобылки, которые прибиты непосредственно к стропильным ногам. Стропила таким образом удлиняются. Этот способ довольно востребован и вот почему. Среди множества преимуществ такого подхода прежде всего отметим полноценную защиту пространства, образованного под карнизом – дождевая вода туда гарантированно не попадет даже при сильном ветре. Однако через зазор, образованный кобылками, в подкровельное пространство проникнет достаточный объем воздуха, чтобы обеспечить вентиляцию кровли. Снизу карнизный вылет можно оставить открытым либо закрыть, используя прифугованные или просто оструганные равные по ширине подшивные доски. Максимальная толщина их составляет 25 мм. Доски устанавливают перпендикулярно к стене, сохранив между ними вентиляционный зазор. Если карнизный вынос превышает расстояние для установки деревянной кобылки, то его крепят на консоли, которые заделаны в стену с помощью металлических анкеров. На этих участках конструктивные элементы заделываются на одной линии с консолью. Свесы на стенах, возведенных из камня, верхний край которых выложен кирпичом, также выполняют из кирпича. Следует учесть, что свес по ширине не может превышать 50% толщины стены. При устройстве свеса ряды шаг за шагом припускают не более, чем на треть от длины кирпича, однако не более 8 см.
Читайте также:  Оформление стены бабочками из бумаги

Крыша жилого дома имеет технически сложное устройство, в котором каждый элемент конструкции выполняет ему отведенную роль и функцию. От соблюдения технологии монтажа кровли зависит ее надежность, срок службы и несущая способность. Даже такие незначительные по размеру элементы как карниз оказывают влияние на функциональность конструкции.

В нашей местности, которая славится высокой снеговой нагрузкой зимний период, широкий карниз крыши – насущная необходимость, обеспечивающая безопасную эксплуатацию дома. Однако, длина стропил не всегда позволяет сформировать широкий свес, поэтому для его устройства используют кобылки. В этой статье мы расскажем о конструкции и функциях этих элементов.

Карниз кровли и его функции

Карнизом крыши называют нижнюю часть кровельного свеса, которая выходит за пределы наружных стен сооружения. Он формируется за счет увеличения длины стропильных ног каркаса кровли на 30-100 см, сверху он, как и остальная поверхность ската покрывается, гидроизоляционным материалом, а снизу зашивается софитами, сайдингом или досками. Карниз в конструкции крыши выполняет следующие функции:

  1. Защищает наружную поверхность стен и их отделку от попадания атмосферной влаги во время сильных ливней, снегопадов и обильного таяния снега весной. Благодаря этому внешний вид и целостность облицовки сохраняется намного дольше.
  2. Предотвращает попадание воды внутрь стропильного каркаса крыши. Подшивка карниза защищает от капель, отскакивающих от крыши во время косых дождей, но при этом не затрудняют вентилирование подкровельного пространства.
  3. Придают кровле законченный, аккуратный внешний вид. Подшивка карниза закрывает неприглядную «изнанку» кровельного ската.
  4. Защищает окна от проникновения от проникновения прямых солнечных лучей, что часто является неприятностью в жаркие летние дни.

Обратите внимание, что в средней полосе России опытные строители рекомендуют возводить крыши с карнизами шириной не менее 40-50 см, чтобы защитить отмостку здания от размывания дождями и потоками талых вод, стекающих со ската.

Как формируется карниз?

Широкий карниз крыши – залог безопасной эксплуатации и более удобного обслуживания здания. Он формируется за счет увеличения длины кровельного ската на 40-50 см. Существует 2 технологии монтажа карниза:

  • За счет использования стропил большей длины. Самый простой способ сформировать широкий карнизный свес – использовать для монтажа стропильного каркаса стропильные ноги, длина которых на 40-50 см превышает длину ската. Однако, у этого варианта есть один минус – каркас получается довольно массивным и дорогим. Кроме того, если скат крыши имеют длину больше 6 метров, то становится достаточно проблематично найти пиломатериалы, размеры которых позволяют сформировать более или менее приличный карниз.
  • За счет монтажа кобылок. Чтобы сформировать свес необходимой длины модно использовать кобылки. Кобылка кровли нужна, чтобы увеличить длину стропил, при этом излишне не утяжеляя каркас. Они прикрепляются к концу стропильной ноги для увеличения длины ската. Кобылки могут удлинить карниз на любую длину, при этом эта технология дешевле, так как используются доски меньшего сечения, которые стоят недорого.

Важно! Профессиональные кровельные мастера рекомендуют использовать для формирования карниза кобылки, так как зачастую это дешевле. Кроме того, это удобнее в плане монтажа, так как не приходится поднимать и перемещать по крыше стропила большого веса и длины.

Устройство

Кобылки – бруски или доски с сечением 50х100 мм, которые используются для удлинения стропильных ног каркаса крыши, необходимого для формирования карнизного свеса. Они дешевле, легче и удобнее в монтаже, чем удлиненные стропильные ноги, для изготовления которых используются доски большей толщины. Достоинствами такого конструктивного решения считают:

  • Низкий вес. Кобылка кровли имеет меньшее сечение, так как на карниз крыши ложиться меньшая нагрузка. За счет этого общий вес стропильного каркаса крыши снижается, разгружается фундамент и несущие стены сооружения.
  • Выгодная стоимость. Надставить стропила до необходимой длины с помощью кобылок обходится намного дешевле, чем использовать стропильные ноги большей длины, так как цена пиломатериалов напрямую зависит от их длины. А доски длиной свыше 6 метров вообще считаются нестандартными, а потому встречаются редко и стоят очень дорого.
  • Удобство монтажа. Подъем на высоту крыши стропильных ног и так представляет собой некоторую трудность, передвижения же элементов каркаса большого размера и веса вообще может вылиться в глобальную проблему, которую не решить без специальной строительной техники. Поэтому намного удобнее увеличить длину стропил кобылками.
  • Эстетичность. Кобылки для кровли могут выступать не только в качестве функционального элемента, но и как декор. Резные кобылки, характерные для традиционной русской архитектуры, помогают сформировать достаточно широкий карниз, в то же время являясь украшением деревянного дома.

Учтите, что аккуратно врезать в мауэрлат, а затем точно выровнять по длине стропильные ноги, намного выходящие за пределы наружные стен достаточно сложно. Опытные мастера считают, что с точки зрения технологии монтажа, кобылки – более простой, но функциональный вариант.

Технология монтажа

Когда для удлинения стропильной ноги используется кобылка, кровля сначала возводится в обычной последовательности. Изменения в технологии монтажа начинаются после установки стропил. Чтобы сформировать карниз из пиломатериалов с сечением 50х100 мм нарезаются бруски, длина которых составляет желаемую ширину свеса плюс 35-50 см, необходимые для крепления элемента. Для фиксации кобылок используются обычные или ершеные гвозди, обеспечивающие оптимальное сцепление между элементами каркаса. Монтаж осуществляется в следующей последовательности:

  1. После завершения установи стропильных ног каркаса по шаблону вырезают необходимое количество кобылок, длина которых позволит сформировать достаточно широкий карниз. Количество кобылок соответствует количеству стропил.
  2. Затем приступают к креплению кобылок крайних стропильных ног. Крепятся они внахлест на 35-50 см, при этом между мини прокладывается небольшой брусок- вставка.
  3. Каждая кобылка фиксируется четырьмя гвоздями, по две с каждой стороны. Концы гвоздей нужно загнуть, чтобы крепление со временем не ослабилось.
  4. Когда первая и последняя кобылка зафиксирована, между ними натягивают шнур, чтобы остальные элементы выравнивать по нему. Однако, этот метод не подходит при большой длине ската, так как шнур будет провисать.
  5. После завершения монтажа кобылок приступают к креплению обрешетки стропильного каркаса. При этом на самих кобылках крепят либо сплошную, либо усиленную обрешетку, чтобы усилить свес кровли.
  6. После завершения кровельных работ снизу карниз кроли зашивают с помощью вагонки, сайдинга или софитов. Эта операция необходима, чтобы защитить карниз от проникновения атмосферной влаги снизу, а также для придания кровле завершенного, аккуратного вида.
Читайте также:  Черная глянцевая плитка на пол

Для подшивки карниза снизу существует два метода – диагональный и прямой. При диагональной технологии монтажа обшивка приколачивается снизу прямо ко кобылкам. Для прямой зашивки с помощью брусков монтируется короб, который пол прямым углом соединяется с наружной стеной дома.

Видео-инструкция

Крыша дома обязательно оборудуется свесом, который защищает стены строения и отмостки от атмосферных осадков, падающих с кровли в виде воды. При этом карниз защищает проём между кровельной конструкцией и стенами от ветра. Но иногда случается так, что крыша дома была в своё время собрана неправильно. Или длины стропил не хватило, чтобы создать оптимальную ширину свеса, которая должна быть не менее 40 см. Для удлинения ног используют элемент, носящий название в стропильной системе.

Что такое кобылка

По сути, это кусок доски, который удлиняет стропила. Он просто крепится к ним любыми средствами и способами, создавая карниз крыши. При этом можно использовать для кобылок доски меньшего сечения. Главное здесь – выставить их в одной плоскости со стропилами, чтобы верхний торец первых составлял продолжение вторых.

Необходимо отметить, что, кроме выше обозначенных преимуществ есть у этого элемента и другим положительные моменты:

  1. Упрощается ремонт свеса, если один из элементов вышел из строя или потерял несущую способность. Надо просто заменить кобылку с изъяном на новую. С вышедшей из строя стропильной ногой ремонт потребовал бы больших вложений сил и средств. К тому же он был бы довольно трудным и трудоёмким.
  2. Упрощается процесс выравнивания линии свеса. Даже при больших перепадах его можно исправить, заменив одну или несколько кобылок другими.
  3. Снижается давление на стены дома и его фундамент.
  4. Чем короче стропила, тем они дешевле.
  5. Кобылка кровли может служить и декоративным элементом кровельной конструкции. Надо придать ей необычный внешний вид, к примеру, при помощи резьбы по дереву.

Правила установки

Есть стандартная технология, которую используют для сооружения свеса кровли из кобылок. Сначала монтируют стропильную систему полностью. Затем готовят шаблон, по которому будут вырезать из досок кобылки. Шаблон выбирается с учётом проектируемых элементов деталей дома и кровли в том числе. То есть устанавливается ширина свеса, к которой прибавляют 30–50 см, используемые на крепление.

При этом применяют такое соотношение – чем длиннее свес, тем длиннее должно быть место крепежа. Суть этого соотношения заключается в том, что кобылка работает, как консоль. Поэтому чем она длиннее, тем больше действуют на неё нагрузки. А значит, необходимо исключить все изменения крыши, происходящие путём проседания свеса под действующими нагрузками.

Читайте также:  Как сохранить дайкон до весны

К примеру, если по проекту дома ширина карниза составляет 40 см, то шаблон подгоняется под размер 70–80 см. Из досок вырезается требуемое количество кобылок, которое равно количеству стропильных ног. Не забываем, что свес кровли изготавливается из пиломатериалов, поэтому кобылки обязательно обрабатываются антисептическими и антипиренными составами. Антисептик борется с паразитами, плесенью и грибками, антипирены являются противопожарным средством. Их так и наносят: сначала первый, после его высыхания второй.

Теперь непосредственно о монтаже. Наращивание стропил производится двумя способами:

  1. Кобылка кровли приставляется к стропильной доске. То есть они соприкасаются боковыми сторонами на длину крепёжного участка (30–50 см). Таким способом они и скрепляются между собой.
  2. Приставляют её к стропилу торец к торцу ширины досок. А между собой они соединяются дополнительной доской, которая прикладывается к ним сбоку.

Для второго варианта используют кобылки, длина которых должна быть равна ширине свеса крыши. И ещё один момент, который лежит в основе свеса крыши. Кобылки не упираются в мауэрлат или стены дома. Они несут только нагрузки от карниза, то есть обрешётки и кровельного материала, которые на нем лежат.

Варианты крепления

Для крепления используют два вида крепёжных изделий: гвозди (обычные или ершовые) и болты. Первые выбирают с учётом толщины используемых досок. То есть длина крепёжного изделия должна быть хотя бы на треть больше толщины элементов свесной конструкции. Их вбивают до упора, сгибая концы, вышедшие с обратной стороны доски. Забивать гвозди надо так – один крепёж со стороны установленной кобылки, другой со стороны стропильной ноги.

Количество гвоздей зависит от длины участка соединения. Минимально четыре гвоздя, максимально восемь. Забивают их парами один над другим. Это в независимости от того, какой способ стыковки выбирается.

Сегодня многие мастера используют саморезы. Их длина не должна превышать толщины спаренной конструкции. При этом лучше сначала просверлить отверстия меньшего диаметра, чем диаметр самореза, куда загоняются крепёжные изделия.

Что касается болтов, то их месторасположение может быть посередине вдоль стропильных ног или в шахматном порядке. Количества болтов выбирается также с учётом длины соединительного участка. Минимальное количество – два, максимальное – шесть.

Сложность второго варианта крепления заключается в том, что необходимо точно просверлить отверстия в двух стыкуемых элементах. Поэтому сначала сверлятся отверстия на кобылках, потом их приставляют по месту установки, где через отверстия делают метки. Кобылку убирают в сторону, а в стропиле делают сквозное отверстие под болт. После чего первую устанавливают ко второй, совмещая сделанные отверстия, в которые вставляются болты, закрепляемые гайками.

Опытные мастера подходят к этому процессу проще. Они сначала производят установку кобылок к стропилам, крепят их саморезами или гвоздями. А затем уже в сдвоенной конструкции делают общие отверстия, куда вставляют болты.

Оформление карнизного свеса

Если для формирования свеса крыши были использованы декоративные кобылки или наращённые участки обработали лаком, то карниз так и оставляют в неизменном виде. Иногда делают обшивку между ними, чтобы не видно было обрешётки и кровельного материала. Обшивку обычно проводят вагонкой или другим панельным или листовым материалом, к примеру, фанерой.

Но чаще отделку карниза проводят с помощью собираемого короба, который формируется кобылкой, подшивной планкой и стеной здания. При этом подшивной элемент – это брус, который соединяет между собой концы кобылок. Обшивка таким способом создаёт не только выступ карниза, но и целого короба, который закрывает собой выступающую часть стропильной системы. В него, а точнее, в нижнюю плоскость короба, вставляются светильники, вентиляционные решётки. Кстати, последний элемент – обязательная деталь свеса крыши, потому что его делать герметичным нельзя. Вентиляция кровли – основополагающая система, которая продлевает срок эксплуатации крыши в целом.

Видео материал


Обобщение по теме

В заключение хотелось бы обозначить тот момент, что кобылки – элементы, которые используют лишь в том случае, если приобретённый пиломатериал недостаточен по длине, чтобы закрыть пролёт ската крыши полностью с учётом свеса. К примеру, если длина купленных досок составляет 6 м (кстати, стандартная, больше не изготавливают), а длина стропильных ног с учётом свеса кровли должен быть 6,25 м (по проекту), то, конечно, кобылки к доскам придётся добавить.

Или другой случай, в котором длина стропильных ног с учётом свеса равна 5,5 м. То здесь без вариантов – кобылки не нужны. Даже придётся устанавливаемые стропила подрезать под требуемый размер.

К тому же учитывайте простую истину, что соединяемые части одной детали по прочности уступают цельному элементу. В месте стыка всегда присутствуют напряжения, снижающие несущую способность материала. Поэтому постарайтесь при сооружении стропильной системы обходиться без кобылок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector